Российский народ объединяет война и олимпиада - А. Бекичев

Фото из книги А. Гречко «Битва за Кавказ».

Разговоры о патриотизме периодически то всплывают, то уходят в никуда. Мы иной раз готовы прослезиться над сарафаном да кокошником,  иной раз - и морду набить за показавшееся  неуважительным отношение к нашему, родному. Опять  же  - в порыве «патриотизма». И тут же равнодушно пройти мимо уронившего костыль ветерана… Что может объединить нас в едином порыве гордости за Родину? Когда мы готовы встать за свою страну стеной, выступить единым фронтом? На войне и на олимпиаде… О ценностях, которые нас объединяют – Андрей Бекичев,  несколько лет  посвятивший поисковой работе. 

   
   

 

Досье:

Андрей Васильевич Бекичев  родился и живёт  в Минеральных водах, образование - средне-техническое,  преподавал в радио-школе ДОСААФ, занимался подготовкой молодых людей к службе в армии.

 

Фотошоп в деле 

- В этом году отмечается 200-летие Бородинского сражения и 70 лет битве за Кавказ. В наших широтах крупных военных действий не было, враг дошёл до горных перевалов и там был остановлен – советские солдаты  закрыли Кавказский хребет своими жизнями…

-  Мы очень мало знаем о тех боях. Историю битвы за Кавказ ещё изучать и изучать. Из официальной литературы мне известна книга маршала Гречко, она, безусловно, политизирована, но источники крайне скудные. Сейчас активный сезон  - поисковики разыскивают и  поднимают останки бойцов. И что важно - всё больше и больше молодых людей к этой работе подключаются. Стараются восстановить имена бойцов, найти родных. Сделать это всё сложнее, документы истлели в земле. Заполняли бумаги чернилами – что сегодня прочтешь? Помогают электронные средства, текстовые редакторы, фотошоп. Солдатские медальоны нередко пусты, а то и вовсе их нет. Говорят, после войны была дана такая команда местному населению на освобождённых территориях – собирать медальоны погибших. Выяснить личность помогает Объединённая база данных «Мемориал» – пробиваем, ищем и в своей базе. Когда удаётся прояснить судьбу человека – радостно на душе. Моя задача проверить всю возможную информацию в разных архивах, свести отрывочные данные к одному знаменателю. Но результат, увы, не всегда положительный. Читатель «АиФ-СК» обращался ко мне с просьбой прояснить судьбу отца, воевавшего на Курской дуге. Я не смог отыскать его имя ни среди погибших, ни среди военнопленных. В той мясорубке сгинуло столько людей, чьи фамилии до сих пор неизвестны. Было так и с Кабардинской дивизией – конницу бросили против танков Вермахта под Ростовом.  И я не смог установить точно судьбу человека, – нет его в списках ни  погибших, ни военнопленных. Тема военнопленных – моя тема. Я много лет назад стал искать деда, после освобождения из фашистского лагеря попавшего в лагерь советский. Мы об этом и не знали – пропал без вести и всё. Такие извещения получали о своих близких множество семей. И сегодня они ищут следы родных, благо есть такая база данных, единственная в мире, которая позволяет хоть что-то прояснить. Она стала доступна в своё время благодаря Путину, многие были против, но ряд архивов перевели в цифровой формат и выложили в сеть. А сколько данных скрывалось и всё ещё закрыты? 70 лет прошло, пора  рассекретить архивы, сверить информацию, открыть людям правду. И о битве на Кавказе – здесь такие шли жесточайшие бои! За тропинку между двух окопов, за каждую скалу, за  перевалы. Да, вы правы, глобальных сражений не было – так описанных, как Сталинград или битва за Москву. Но здесь бойцы сражались с не меньшим героизмом, а о том, что значение обороны Кавказа не оценили по достоинству до сих пор, говорят многие историки. Фашиста остановили на пути к бакинской нефти, остановили  дорогой ценой.

   
   

 - Видимо, о битве за Кавказ не особо говорилось из-за прокатившихся вслед за освобождением этих мест репрессий? Геройская оборона как-то не вяжется с образами «народов-предателей»…

- Да, были легионеры. Те, кто переходил на сторону врага. Как и почему – не нам судить. Это очень деликатная тема, болезненная.  Предавали страну представители разных национальностей, это не тема народа, это тема каждого отдельного человека. Кого-то под пытками заставляли, кто-то шёл сам – имея  зуб на советскую власть.  Мы не имеем права выносить приговор. В нашей базе на сайте поискового движения на Кавказе (здесь в общей сложности более 4 тыс. фамилий) мы не выкладываем  в открытый доступ карточки  военнопленных, где указано, что он стал легионером. Это право потоков узнать судьбу своих предков.  А тема репрессированных народов – она очень болезненная и деликатная. Что было – то было. И что привело к репрессиям – это всё наша история. Такая, какая она есть.

   Да, мы на сайте не зацикливаемся на поисках военнопленных – стараемся объединить усилия всех, кто занимается активным поиском: в местах боёв; в архивах – как это делаю я; историков, краеведов. Нас много – в Дагестане, Осетии, КБР. В Ставропольском крае есть люди, годами исследующие определённую тематику – Вера СВЕРЕДЕНКО из Шпаковского района может сутками рассказывать об обороне Севастополя, о том, как бились там наши земляки. Оказывается, многих ставропольчан призывали в морские бригады. Мы ищем потомков солдат великой Отечественной по всему бывшему СССР, в Европе, где многие сгинули в концлагерях. Зинаида Петровна из Владикавказа обратилась ко мне тоже через вашу газету и мы смогли отыскать место захоронения её отца. Но прямых доказательств, официальных бумаг в Минобороны не нашли. В своём стремлении доказать, что отец погиб и известно, где могила, женщина дошла до суда. Её решимость создала прецедент –отец не пропал без вести, его судьба прояснилась! Это тоже своего рода победа, спустя столько лет отыскать место, где покоится прах твоего родного человека. И патриотизм, безусловно.

Родом из СССР

-  Почти вся страна на время  игр в Лондоне превратилась в патриотов. Война и олимпиада – то, что нас объединяет?

- С этими событиями действительно связаны те ценности, что роднят нас независимо от статусов, национальностей, возраста. Вспомните последние дни олимпиады – сколько разговоров было о волейболе, о триумфальном матче сборной России? Люди взахлёб пересказывали друг другу – как это было. Или просто спрашивал - видел?!  Воодушевление такое, гордость за страну. Давно такого не было. А ведь всего-то 2 месяца назад какое уныние царило, какое смятение, злоба даже – когда наши провались в футболе. Такие моменты и объединяют. Спорт - тоже сражение. Хочется побед, успехов. Мы из какой страны родом? В  нас  это генетически заложено – стремиться быть первыми. Спортивные достижения  у нас всегда были на высоте. Олимпиада – результат 4-х лет тренировок, реальный показатель – чего добились.  Мы всегда побеждали, рад, что так выступили. Зачем гадать, судить-рядить – а вот могли бы, если бы да кабы. Нужно думать о том, что есть и не заниматься шапкозакидательством, а двигаться дальше. Другое дело, что «Русский медленно запрягает, но быстро едет» - прорвало на медали под занавес.

   У нас самая богатая страна, всё у нас есть – колоссальные  природные и человеческие ресурсы. Но вот психология –  всё на русский авось надеемся. Гром не грянет, мужик не перекреститься.  К деньгам у нас отношение потребительское, да и к людям. Возможности огромные, а коррумпированность во всём просто зашкаливающая. Слишком много чиновников вокруг любого процесса - на одного действующего приходится десяток наседок. Спортсмена спрашивают – ну как вы добились такого результата? А он по 2 часа на промёрзшем «ПАЗике» каждый день ездил на тренировки. И не скрывает –  столько раз хотелось всё бросить! Какой чиновник побеспокоился в то время об условиях? Да, не из каждого спортсмена чемпионы вырастают, но работу свою надо выполнять! После победы на каждого олимпийца  по 33 спортивных функционера выстроятся за поощрениями. Себя не обделят. У властей есть хорошие мысли, но слишком всё коррумпировано, до реализации не доходит. И так в любой сфере.   

 

Смотрите также: