Девушка с именем-цветком пришла на текстильную фабрику, увлеченная рассказами сестер.
Они с жаром обсуждали дома, как выполнить тот или иной узор. Обе были влюблены в свое творчество и заразили самую младшую – Розу. В ее представлении экспериментальный ковровый цех фабрики был некой сказочной страной, где рождались великолепные творения ткачих – замысловатое плетение складывалось в исторические картины, виды горных склонов, древние узоры…
«Не бойся, Роза!»
Первый раз Роза Тангиева попала в заветный цех в 8-м классе со школьной экскурсией. Ковроткачество – это слово не казалось ей скучным и невыразительным, оно было наполнено сотнями нитей, сплетавшихся в традиционные народные узоры и неповторимые «сочинения» мастериц. И девушка твердо решила учиться – она так хотела попробовать составить свой рисунок, соткать свою историю. И после средней школы пришла на фабрику.
В Дамаске были поражены талантом Розы.
Рисовала Роза неплохо, учителя говорили – талантлива, были успехи и в черчении. Этот предмет на первый взгляд – не творческий вовсе, но очень даже важный для ткачихи. Ей нужно быть не только одаренной - с полетом фантазии, но и «расчетливой»: иначе сюжет ковра не воплотится на полотне с предельной точностью. Роза смотрела на ковроткачество как художница, знала по рассказам сестер, какая требуется сноровка, но когда увидела, как быстры движения мастериц – испугалась. Никогда у нее так не получится - глаз не успевает за стремительным «челноком» рук. «Не бойся, Роза! - подбадривали девушку в цехе, - пробуй».
Ее почерк как-то сразу стал узнаваем. Рисунок четкий, мастера отмечали ее умение и старание, удивлялись даже, как быстро схватывает премудрости профессии. И вскоре ей стали доверять самые тонкие работы.
- К Международной выставке-ярмарке в Лейпциге в 1982 г. 20 мастеров ткали 10 ковров. «Мою «Мозаику» будешь ткать только ты», - так сказала мне художница Элен Пейзулаева. Это был традиционный немецкий рыцарский крест в обрамлении цветов, - вспоминает Роза.
Картинка на бумаге выглядела неброской. А в тканном виде заиграла и превратилась в шикарный ковер. Все остальные работы тоже были отменно хороши. Но художники не предполагали, что от мастерства ткачихи-исполнителя, от ее уровня так много зависит. За тканную «Мозаику» в Германии дали золотую медаль.
В работах Розы, что нельзя не заметить, каждый ряд аккуратно отстрижен, рогатульки – ножницы такие специальные – в ее руках не ошибаются, выстригая миллиметры, да что там – толику малую нити, дабы полотно ковра было гладким и ровным. Да, не скоро такие тканые полотна доводились до совершенства, работа уж больно кропотливая, требующая колоссальной выдержки и спокойствия, уравновешенности. Редкий мастер столько времени тратил на одно изделие. В 1989 г. в Дамаске результатами умения Розы восхищались тысячи зрителей.
Башни и клены
А потом пришла беда - война, Чечено-Ингушетия распалась на две части. Семья переехала в село под Назранью. Обустраивались, налаживали быт. А Роза без дела своего не могла, брат отыскал мастера, и тот сделал для ткачихи ручной станочек. На нем она несколько лет ткала историю – в ней мирно соседствовали полотна с осенним левитановским лесом и ингушскими башнями. Теплом и творческой самоотдачей наполнены все ее работы. Позже, на подаренные президентом Зязиковым деньги купила новый станок и продолжала ткать, ткать, ткать. Не для продажи. Для души. На заказ творить не особо получается, давит это обстоятельство на тонкую натуру.
Портреты, пейзажи, коврики с национальным орнаментом для совершения намаза… И всегда Роза фантазирует. Придумывает, как сделать один коврик не похожим на другой. Мама, Лиза Умаровна, для которой Роза и сиделка, и диетолог, и психолог, дочерью гордится - мало кто может сегодня так умело обращаться с пряжей. Она, к слову, нынче не та – прежде чуть ли не в каждом дворе пряли, а сегодня хорошей натуральной шерсти не найти. А у Розы все должно быть настоящим – и нить, и сюжет, и результат.
Смотрите также:
- С казачьим колоритом. Бывший комбайнер рисует пейзажи и создает матрешек →
- История любви: «Афродита» в инвалидной коляске →
- Три цвета Алены Шаповаловой →