«Больше не пиши». Нужны ли власти общественные помощники

Припаркованный на тротуаре "Лексус" © / Михаил Алфёров / Из личного архива

Недавно в Ставрополе вынесли приговор активисту Денису ШУТЬКО, снявшему на видео, как сотрудники ДПС остановили пьяного сотрудника прокуратуры. Общественника осудили за мошенничество. Этот приговор – сигнал обществу, что гражданская активность может закончиться тюремным сроком? Об этом мы спросили другого общественника – Михаила Алфёрова.

   
   

Мошенник с договором?

– Михаил, вы считаете, люди свяжут эти два факта: «снял – сел»?

 – Людям дали пищу для размышлений. Не удивлюсь, если многие сделают вывод по принципу: ветер дует оттого, что деревья качаются. Суд признал Шутько виновным. Но я знаю историю с другой стороны. По словам Дениса, мать героя скандального ролика сама обратилась к нему, просила не обнародовать видео и настойчиво предлагала деньги.

– Деньги он всё-таки взял?

 – Взял. Причём не из рук в руки, а по договору передачи авторских прав.

Досье
Михаил Алфёров родился в 1981 году в селе Шпаковском. Закончил ставропольское музыкальное училище по классу гитары. Однажды понял, что профессиональная музыка – это «не его». Сейчас разрабатывает и поддерживает корпоративный сайт. С 2008 года ведёт интернет-­блог, посвящённый общественной деятельности.
– По сообщениям следкома, Шутько обещал не выкладывать видео в интернет, но обещание нарушил... 

– А вот тут я бы поспорил. В пресс-релизе сказано: «обманом склонил потерпевшую к передаче денег» (договор – это обман?) и «обещал видео не распространять и копии уничтожить» (он говорил, что так и сделал), а ролик тем не менее «был распространён в сети Интернет». Сразу напрашивается вопрос: кто распространил ролик? Установил ли это суд? Денис предупреждал женщину, что копии записи есть у сотрудников ГИБДД. И если видео попало к журналистам не от Шутько, то в чём его вина?

   
   

Прокурорский помощник в итоге административной ответственности не понёс. Потому что утром у него на руках была справка о том, что он трезв. Любой человек, который смотрел видео («Много выпил?» – спрашивает инспектор. «Не очень», – отвечает водитель), усомнится в заключении экспертов. Кто-нибудь проверял законность справки, благодаря которой молодой человек ушёл от ответственности? Сомневаюсь.

Всё записываю!

 – Для Шутько общественная деятельность стала пусть косвенной, но причиной тюремного заключения. А у вас бывали неприятности?

 – Конфликты были. По телефону звонили, угрожали, и продолжают это делать примерно раз в два месяца. Поэтому с некоторых пор включил автоматическую запись каждого разговора.

– Недавно вы выложили в интернет запись телефонной беседы с сотрудницей ГИБДД. Зачем она вам звонила?

– Рядом со зданием на бульваре Ермолова есть парковка, подъехать к которой можно только по тротуару. Бульвар в зоне ответственности той самой сотрудницы. Много раз я наблюдал, как машины, «расталкивая» пешеходов, прут на парковку. Обращался в ГИБДД. И вдруг она мне звонит, говорит долго и пространно, но смысл примерно такой: «Миша, я устала, пожалуйста, больше не пиши про бульвар Ермолова, дай мне отдохнуть». Почему я выложил запись? Чтобы люди узнали, как на деле относятся к их обращениям. Да, в автоинспекции нет специального отдела, который бы занимался работой с гражданами. Да, они ужасно устают, остаются на сверхурочные, у них слабая оргтехника. Но разве это повод не работать? И девушка позвонила мне отнюдь не в частном порядке. Она назвалась представителем власти, говорила от имени своего ведомства. В её словах не было ни единой попытки решить проблему. Не важно, перестанут машины ездить по тротуару или нет, главное – дайте мне отдохнуть.

Не «стучу»

 – Как вы научились правильно составлять обращения? Ведь многие думают: да я бы и написал, но не умею…

 – Ни по образованию, ни по работе я не связан с юриспруденцией или госуправлением. Читаю законы, разбираюсь в них сам. Но писать можно и простым языком. Конечно, чем грамотнее обращение, тем, теоретически, больше шансов на вразумительный ответ. Хотя бывает и наоборот: пишешь подробно, подкрепляешь ссылками на закон, а в ответ – отписка.

Не умею – это отговорки. Как написать слово, если не знаешь букв? Выучи буквы! Возмущён? На обсуждение с родственниками на кухне потратишь не меньше времени, чем на составление запроса в соответствующие органы. Я пишу в среднем раз в три дня – когда чаще, когда реже. Не выискиваю нарушения, просто сталкиваюсь с ними в обычной жизни и не прохожу мимо. И мне непонятна позиция людей, которые говорят: вы сначала переловите опасных преступников, искорените взяточничество, а потом уже приставайте ко мне с неправильной парковкой. Нет! Всё можно делать параллельно – и большие, и малые дела, главное, чтобы результат был.

На встрече блогеров с врио губернатора Владимиром Владимировым я говорил про то, что меня волновало (такси до сих пор не жёлтые, в центре города паркуются на тротуаре, а администрация не хочет столбики поставить). Другой участник начал возмущаться: что ты, мол, к большому человеку лезешь со своими столбиками?! Надо про экономику, про бюджет! Ну поговорили они про бюджет, показали свою эрудицию, а что изменилось? Зато столбики стоят.

– Приходилось слышать, что ваша работа – не общественно полезное дело, а «стукачество»?

– Есть люди, которые так говорят. Спросите себя: кто пострадал от того, что на нарушителя «донесли»? Никто, кроме самого нарушителя, потому что он ответил за свои действия и получил ценный опыт: нельзя делать всё, что вздумается, в надежде, что тебя не заметят или не поймают. Те, кто боится принять закон, возможно, чувствуют вину за собой? Думают так: «Эй… подожди. Если всё будет по закону, то меня сейчас за курение в неположенном месте оштрафуют, а ещё я налоги не плачу… Нет уж, давайте лучше «по понятиям».

Иногда сотрудники ГИБДД, останавливая нарушителя по моей просьбе, в открытую тычут в меня пальцем и говорят: «Мне-то всё равно, а он требует, чтобы я тебя наказал». И не понимают, что тем самым подрывают уважение ко всем служителям закона. Нам давно пора пережить отголоски тех времён, когда сосед заявлял на соседа, чтобы заполучить его комнату в коммуналке. Нарушать закон – это не достижение, не подвиг. Нарушитель добавляет в нашу жизнь хаоса, разрухи, которая в итоге всем выходит боком. Хотите жить лучше? Живите по закону.

Смотрите также: