Крылья для джигита. В Ингушетии возрождают конный спорт

Вернее коня друга не найти. © / АиФ

Вырастить храбрецов

Исторически так сложилось, что одним из главных занятий ингушей было скотоводство. Поэтому умению уверенно держаться в седле мальчиков учили с 2-3 лет. Те, кто овладевал искусством джигитовки, считались настоящими храбрецами и завидными женихами.

   
   

Был даже праздник «Посвящение в мужчины», одно из главных состязаний которого - скачки. Умение управлять конём юноши оттачивали задолго до этого. Сегодня, сетуют братья-коневоды, эти традиции уходят.

«Поэтому мы и лошадей разводим, и обучаем детей верховой езде в нашей конноспортивной школе, - рассказывает Хамзат Могушоков, директор школы. – Занимаются у нас и иппотерапией с детьми, больными ДЦП. Ребятишек везут со всей республики. Лошадь действительно лечит - доказанный факт. Кстати, у детей, которые постоянно общаются с этим умнейшим животным, на 25% повышается успеваемость в школе... У нас профессиональная интернациональная команда тренеров из Ингушетии, Дагестана, Санкт-Петербурга. Школа открылась полгода назад, скоро начнём участвовать в соревнованиях. Хотим вывести конный спорт на высокий профессиональный уровень, чтобы республика прославилась своими наездниками и лошадьми на всю страну. Это моя мечта – растить настоящих храбрецов». 

Заслужить уважение

Хамзат тренирует наездников. А его брат Алихан разводит лошадей. Каждого своего питомца, а их, между прочим, 200 голов, он знает «в лицо» и по имени.

«Лошадь для джигита – как крылья для птицы! Это бальзам для души, – считает Алихан. - Мы ж в детстве все мечтаем летать. Лошадь даёт возможность осуществить эту мечту, испытать чувство полёта, ощутить крылья. Бывает настроение или самочувствие плохое, достаточно подойти к лошади, пообщаться с ней, проехать. И ты уже совсем другой человек, готов обнять весь мир! Лошадь – умнейшее животное. Если внимательно наблюдать, научит спокойствию и благородству. Иногда даже кажется, что она умнее человека. Был у нас случай. Вывели жеребца в вольер для прогулок. А ко мне приехал племянник, мальчуган лет четырёх. Отвлеклись мы, упустили его из виду. Смотрим, а он рядом с жеребцом и хлыщет его по бокам. Сердце в пятки ушло. Но конь даже не дёрнулся, спокойно стоял и терпеливо смотрел на мальца. Моё близкое знакомство с лошадьми тоже началось, когда я был маленьким. Отец сажал на лошадь и катал. Я попросил, чтобы мне разрешили поездить самостоятельно. Но силёнок не хватило удержать животное, и лошадь понеслась. Остановил её старший брат, но от резкого торможения я перелетел через лошадиную голову. Ударился очень больно. Но поднялся и снова сел в седло. Решил, что если я сейчас не сяду обратно, то лошадь меня уважать не будет. Потом отец подтвердил, что я всё сделал правильно».

Алихан с детства знал, что будет заниматься коневодством. В большой лошадиной семье у него нет любимчиков. Ко всем своим питомцам он относится как к детям. А всех детей любят одинаково. 

   
   

Смотрите также: