В Госдуме России предлагают снизить порог затрат на оплату коммуналки, с которого семьи признают нуждающимися в субсидиях с 22 до 15% от совокупного дохода. Сейчас многие получают копейки или вообще ничего. Почему – выяснял «АиФ-СК».
Компенсация - это доход?
Пенсионерка-инвалид второй группы Мария Ступина (фамилия изменена) из Будённовского района Ставрополья сейчас получает 41 рубль субсидии на ЖКХ в месяц.
«Так было не всегда. Раньше субсидию рассчитывали исходя из размера пенсии, а она у меня меньше восьми тысяч рублей. Теперь в доходы записывают и компенсацию на оплату ЖКХ, положенную инвалидам, - поясняет читательница «АиФ-СК». - Летом за воду, свет и газ уходит около тысячи рублей. 400 рублей мне возмещают в качестве компенсации как инвалиду. А субсидию платят копеечную».
С похожей проблемой столкнулся пенсионер из Ингушетии Султан Шадиев. Он относится к репрессированным в советские годы и по федеральному закону имеет право на 50% компенсации стоимости жилищно-коммунальных услуг. Раньше он просто платил половину всей суммы, теперь платит полностью, а взамен получает «мизерные субсидии», как он пишет в редакцию «АиФ-СК».
«При этом нарушаются сроки выплат, - жалуется Султан Шадиев. - До сих пор нам не перечислили субсидии за VI квартал 2019 года и за три месяца этого года».
В отделе компенсационных выплат минфина Ингушетии предположили, что пенсионер путает понятия компенсаций и субсидий. Первые - это льгота отдельным категориям граждан, а вторые - адресная помощь малоимущим. Компенсации репрессированным в республике предоставлены по апрель, а за май будут начислены до 20 июня.
«Порядок выплат компенсаций мы изменили с марта прошлого года и теперь предоставляем льготу по ставропольской модели. Человек оплачивает свои 100%, потом приходит с квитанциями, и ему начисляется 50% компенсационной выплаты, - рассказал специалист отдела Магомед Аджигов. - Льгота распространяется на всех, кто с ним проживает. Причём если выплаты инвалидам ограничены нормативами потребления, то репрессированным платят по факту».
Что касается субсидий, то репрессированные их получают редко, поскольку при расчёте дохода учитывают компенсации, и многие в число нуждающихся не попадают. Их расходы на коммуналку обычно меньше 22% дохода - порога для назначения субсидии, который установлен в большинстве регионов России.
Перестали считаться бедными
Во всех регионах СКФО в последние годы действует порог в 22%, кроме Северной Осетии с уровнем 21% и Кабардино-Балкарии с уровнем 15% для большинства и 12% для одиноко проживающих пенсионеров.
При этом в КБР, как ни странно, по данным Росстата на 2019 год, доля тех, кто получает субсидию на услуги ЖКХ, - одна из самых маленьких в округе - 2,3%. В Северной Осетии таких 2,2%, в КЧР - 3,1%, в Чечне - 5,2%, в Ставропольском крае - 6,1%, в Ингушетии - 6,5%. Но если в Ингушетии, по словам Магомеда Аджигова, число получателей субсидий из года в год примерно одинаково, то на Ставрополье их доля снижается с 2014 года, когда субсидии получали 12,9% семей (включая одиноких людей). Общая сумма выделенных на это из бюджета средств тоже снижается.
Но это не говорит о росте благосостояния ставропольцев. Просто в 2015 году пресловутый порог на Ставрополье повысили с 15 до 22%. Часть получателей перестали считаться нуждающимися, а другие отказались ходить по инстанциям, собирая справки ради 40 рублей в месяц.
«XXI век на дворе, у всех интернет, а нас в Будённовском районе заставляют объехать весь город, чтобы собрать справки об отсутствии задолженности в райгазе, водоканале, электросетях, у регоператора. Может, здоровым это и по силам, а инвалидам очень непросто, просто издевательство, - считает Мария Ступина. - Притом, что на чеках об оплате ЖКУ всегда указано, что задолженности нет».
Бюрократией недовольны и в других регионах
«У нас в республике порог на субсидии невысокий - 15%, люди больше жалуются на бумажную волокиту, - говорит председатель общественной организации «ЖКХ-контроль КБР» Аслан Хагундоков. - Просят, чтобы сам процесс оформления субсидий упростили».