Снова изуродуют? Почему ставропольцы против реставрации аллеи эпохи СССР

Слепок будут делать скульпторы, которым этот каскад тоже мил как частичка их детства. © / Кристина Ефимова / АиФ-Северный Кавказ

Власти Ставрополя в конце октября 2024 года взялись за обновление каскада фонтанов в виде сказочных дельфинов на проспекте Октябрьской Революции. Обещают взамен сделать такие же, но только новые и крепкие.

   
   

Ценители старины возмущены таким подходом к памятникам и напоминают о фиаско, которым закончилась реставрация подпорной стены на Крепостной горе и фонтана с лягушками в Центральном парке.

Семь фигур - семь вопросов

Ермоловский бульвар, что разделяет проезжую часть проспекта Карла Маркса надвое, начинается с так называемой Аллеи дельфинов, которую создал в 1954 году скульптор Андрей Голуб. В июне этого года власти Ставрополя решили её обновить, заменив фигурки и чаши на идентичные копии по 3D-слепкам. Ставропольцев это сильно встревожило: новоделы уже не раз их разочаровывали.

В редакцию «АиФ-СК» от имени общественности обратилась Наталья Куралесова. По её словам, материал каскада - памятника градостроительства и архитектуры регионального значения - так же ценен, как и его облик, поэтому его можно только реставрировать, а не заменять.

Фото: АиФ-Северный Кавказ/ Кристина Ефимова

«Когда вышла новость о решении реконструировать «дельфинов», ставропольцы начали разыскивать информацию о подрядчике. Выяснилось, что её работники недостаточно компетентны, чтобы профессионально и бережно отреставрировать скульптуры», - поделилась она.

Мэрия вроде бы прислушалась к протестам, провела несколько совещаний с экспертами, историками, представителями общественного совета и управления по охране культурного наследия. В итоге решили тщательно обследовать каждую из семи скульптур и чаш, чтобы определить их судьбу.

И вот 25 октября власти города объявили о начале ремонтно-реставрационных работ. Одного  дельфина с чашей уже демонтировали. Другие выглядят потрескавшимися, на некоторых облупилась позолота.

   
   

Мил как частица детства

Фигура понадобилась реставратором, чтобы снять 3D-слепок, объяснил генеральный директор ООО "Наследие" Игорь Воронин. Пробную модель представят на утверждение общественному совету, так что независимые профессионалы либо примут работу, либо нет.

«Всё в руках скульпторов-реставраторов. Они должны определить состояние скульптур, а для этого их нужно зачистить и открыть повреждения, а уж потом решать, как правильно поступать. Без анализа реставрация невозможна. Проблема в том, что фигуры на стадии подготовки документации не были серьёзно исследованы. Посмотрим, что покажет расчистка», - пояснил он.

Как выяснилось, скульптуры были изготовлены на основе бурового цемента. Этот материал легко добыть и сейчас.

По словам Игоря Воронина, слепок будут делать профессиональные скульпторы, которые очень серьёзно к этому готовятся. Они тоже жители Ставрополя, и им этот каскад мил как частичка их детства. На реконструкцию им выделили 11,5 миллионов рублей.

«Пока слепок не будет утверждён общественным советом, все остальные фигуры останутся на месте», - заверил он.

«Посадили страшилищ»

Далеко не все жители осуждают решение мэрии.

«Главное, чтобы сделали красиво и исторический облик не изменился. А то фонтан с лягушками в центральном парке мы все видели… Это жесть, изуродовали, посадили страшилищ, а у фигур детей вид очень больной», - говорят ставропольцы.

Многие не понимают, почему скульптуры каскада фонтанов  называют «дельфинами», ведь они напоминают рыб.

 «На селедку больше похоже, главное, чтоб при реставрации щука не получилась», - шутят горожане.

Впрочем, ёрничают они от незнания. Такой вид у дельфинчиков, потому что в древней геральдике использовали фантастическое изображение этих существ с хвостом и плавниками другого цвета, имеющими нарочито не дельфинью форму.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Архитектор Виктор Аксёнов:

«Замена памятника на копию - это крайняя мера, когда техническое состояние оригинала не позволяет провести работы по его ремонту, или дальнейшее нахождение под открытым небом грозит ухудшением. Во всех случаях памятником истории и культуры остаётся именно исторический объект, который и в этом случае подлежит сохранению в условиях музейной экспозиции. Копии должны повторять все особенности оригинала, включая мелкие утраты.

Техническое состояние скульптур дельфинов позволяет провести их ремонт и укрепление, с заделкой трещин, восполнением утрат, восстановлением исторического облика пьедесталов, что единственно и допустимо при работе на памятнике истории и культуры.

Замена памятника новоделом ненормальна, тем более, когда речь идёт не о каком-то незначительном элементе, а об авторской скульптурной композиции. Новодел не будет иметь такого же эмоционального воздействия как оригинал, не будет иметь исторической ценности и, по сути, уже не будет являться памятником, а лишь его макетом в натуральную величину.

Памятники нужно реставрировать, но это нужно делать по научным методам, основываясь на опыте предыдущих поколений с учётом современных технологий. Сейчас же перевешивают амбиции чиновников, их стремление получить своего рода евроремонт памятника – заменить подлинные элементы, придать им идеальные формы, которых, может, они никогда и не имели.

Такая замена будет чужеродной для исторического центра Ставрополя, станет новым шагом к подмене историчности на идеализированные макеты».