Всегда при исполнении. На Ставрополье вспоминают погибших сотрудников МВД

Пресс-служба ГУ МВД по Ставропольскому краю

С 2011 года каждое 8 ноября в России вспоминают сотрудников органов внутренних дел, не вернувшихся домой со службы.

   
   

В начале XX века они гибли от рук противников советской власти, в конце - от пуль бандформирований в соседних республиках. Не застрахованы от смерти сотрудники МВД и в наши дни, ведь их служба, как поётся в известной песне, и опасна, и трудна.

«Как не рассказывать о них?»

Начальник экспозиции культурного центра Главного управления МВД по Ставрополью майор внутренней службы Анжела Терпогосова бережно хранит память о погибших коллегах, с гордостью рассказывая посетителям о милиционерах, в честь которых в крае названы улицы и сёла.

«Без истории нет будущего. Когда студенты приходят в музей, я всегда советую им всмотреться в лица милиционеров, которые пережили голод и безденежье, боролись с бандитизмом, искореняли преступность, обеспечивая общественный порядок», – говорит она.

Для Анжелы Анатольевны это не просто слова. Начало её карьеры в правоохранительных органах совпало с терактом в родном Будённовске в 1995 году.

«Помню, как в 12 часов дня я пошла на обеденный перерыв, мой дом был неподалёку. У ворот над головой засвистели пули, - вспоминает майор события рокового дня. - Позвонила начальнице, и та едва успела сообщить, что на отдел напали, как связь оборвалась. Перестрелка продолжалась четыре часа».

В будённовском теракте погибли 18 сослуживцев Анжелы Терпогосовой. Они первыми приняли бой, вооружённые пистолетами Макарова против автоматов, которые были у террористов Шамиля Басаева. Некоторые милиционеры были захвачены и расстреляны перед стенами больницы, где держали заложников. Памятник сотрудникам МВД, погибшим при исполнении, установили у здания будённовского отдела – там, где всё началось.

   
   

«Многие ставропольские милиционеры геройски погибали. Как не рассказывать о них? – рассуждает заведующая музеем. – Последние годы в этих стенах будущие полицейские получают свои первые погоны. Перед торжеством проводим для них экскурсию, чтобы они знали, как служили их предшественники и как предстоит служить им, чтобы быть достойными званий».

Повседневный подвиг

В 90-е и начале 2000-х было много повседневных подвигов с трагическим финалом. На административных границах с Чечнёй и Дагестаном резко увеличилось число преступлений и нападений, прежде всего на милиционеров. Экстремисты и их пособники из числа местных убивали русских и жестоко мстили единоверцам, служившим в органах.

Череде убийств правоохранителей в Нефтекумском округе местные журналисты посвятили небольшую книгу, собранную из публикаций в районной газете. Вот  несколько историй из неё:

  • В 1993 году, в конце октября, житель села Мухмуд-Мектеб смертельно ранил оперуполномоченного уголовного розыска  лейтенанта Александра Плещенко. Молодой милиционер пытался изъять незаконное оружие. По злой иронии судьбы, мать Александра, врач детской больницы, немногим позже спасла жизнь сыну убийцы своего сына.

 

  • В то неспокойное время не проходило и дня без происшествий. В ауле Тукуй-Мектеб жил и работал участковый Абдул-Хеким Эюпов. Не в силах терпеть наглость бандитов, разоряющих средь бела дня грузовики с продовольствием, он пытался вычислить и ликвидировать преступную группу. В одну из ночей 1997 года бандиты сами вышли на него. Пробравшись в дом участкового, они расстреляли его из трёх автоматов на глазах у жены и маленького сына. На теле милиционера насчитали 36 огнестрельных ран.

  • Весной 2002 года старший инспектор ДПС Госавтоинспекции Нефтекумского отдела внутренних дел Олег Верченко отправился на рядовое ночное дежурство. За полночь звонивший телефон в отделе разогнал тишину. Сообщили, что Олег убит. Он пошёл проверять, чем  занимались подозрительные личности рядом с предприятием в Камыш-Буруне. Убегая от заметившего их милиционера, один из неизвестных несколько раз выстрелил в него.

 

  • Холодной осенней ночью 22 ноября 2003 года старшина Шарифулла Шабанов в окровавленной форме появился на пороге больницы, где супруга работала медсестрой. Преступники расстреляли машину дежурной части, в которой ехал помощник оперативного дежурного Каясулинского отделения милиции. Он попросил жену убрать кровь и до последнего вздоха боялся, что мать не переживёт его гибели. Несмотря на старания врачей нефтекумской больницы, спасти Шарифуллу не смогли.

Угроз меньше не стало

«В те годы мы ездили с оружием на коленях, потому что в любой момент на нас могли напасть, – вспоминает бывший сотрудник уголовного розыска Алексей Петров (имя изменено), работавший на Кавминводах. – Нам открыто угрожали, обещали добраться до наших семей, жестоко расправиться с нами. Было страшно, но мы продолжали работать».

Но и сейчас, уверен он, угроз для полицейских меньше не стало. Опасность может таиться за каждой дверью, и рядовой вызов может оказаться последним. Сотрудники полиции, по его словам, готовы и усмирить бытовой скандал, и обезвредить вооружённого преступника. Даже ценой своей жизни. Об этом он знает не понаслышке – многих друзей по службе довелось провожать в последний путь. Не раз и сам выживал чудом.

На одном из дежурств смерть пулей просвистела возле уха милиционера. Патрульная служба остановила группу молодых людей, чтобы досмотреть документы. Формальная процедура на городских улицах. Вдруг один из парней резко сорвался с места, а затем выстрелил в преследовавшего его милиционера. К счастью, мимо.

«В другой раз приехали на вызов, а преступник скрывался в подъезде. Первым пошёл сослуживец, ступил на лестницу, и в ту же секунду раздался выстрел. Напарника ранило, – рассказывает Алексей. – Тот, кто решился на преступление, готов к крайним мерам. Он думает так: «Или ты, или тебя».

Полицейские, добавляет он, всегда при исполнении: и на отдыхе, и по дороге с дежурства – таков долг. И присяге своей остаются верны до самого конца.

Когда боевики под дулом автомата велели лейтенанту дагестанской полиции Магомеду Нурбагандову призвать своих коллег бросить службу в органах, он, не раздумывая, произнёс: «Работайте, братья!» Это были его последние слова.


Справка

***

В начале 30-х гг. 20 века в одном из сёл Петровского района Виктор Гофицкий, красноармеец и начальник краевого оперсектора ОГПУ, настиг участников банды Ключкина, восставшей против коллективизации. Чтобы избежать жертв, он предложил преступникам сложить оружие, но был убит. Жители, восхищённые храбростью и бесстрашием чекиста, предложили назвать их село Медведское Гофицким.

***

Улица Фоменко в Кисловодске названа в честь инспектора ГАИ Владимира Фоменко. 12 сентября 1973 года он погиб, пытаясь остановить пьяного тракториста, разъезжавшего по многолюдной улице курортного города. Инспектор вскочил на подножку трактора, хотел схватиться за рычаги, чтобы остановить опасный транспорт, но получил удар монтировкой. Тракторист оттолкнул Владимира Фоменко, и тот упал под колёса. Жители курортного города не забыли подвиг бесстрашного инспектора и увековечили его имя.

***

В январе 1970 года погиб лейтенант ставропольской милиции Иван Кирин, отличавшийся честностью, храбростью и неравнодушием. Участковый с коллегами выехали на задержание опасного преступника и насильника в село Спицевка. Злоумышленник увидел милиционеров в засаде, выбежал на Ивана и выстрелил в него из двуствольного ружья в упор. Лейтенант погиб на месте. Похоронная процессия растянулась на километры. Гроб с телом героически погибшего милиционера горожане несли на руках. В его честь назвали улицу в Ставрополе и мост через реку Мутнянка.