Слово «пиво» – общее для всех славянских языков, а значит, напиток варили ещё во времена Киевской Руси. Пиво было домашним, но возможность посвящать своё время этому трудоёмкому и дорогостоящему занятию была не у всех. По-настоящему доступным пиво стало благодаря тому, что в стране открывались крупные пивоваренные заводы.
Традиции привёз с собой
На Ставрополье первым крупным пивным предприятием стал завод Антона ГРУБИ. Кем же был его основатель? Антон Груби, имеющий австрийские корни, родился в 1855 году в богемском городе Елемница, на территории современной Чехии. Когда ему исполнилось 25, он, как глава семьи, решил переехать вместе с матерью, сестрой, братом и своей русской женой в Россию.
По какой причине сорвались Груби с насиженного места, осталось тайной, но уже в начале 80-х годов XIX века семейство перебралось в Ставропольскую губернию. Семья обосновалась в Ставрополе, на Шипкинской улице, которая сейчас зовётся улицей 8-го марта. Обустроившись в городе, Антон Груби решил создать пивоваренное производство.
Краеведы утверждают: строить новый пиво- и медоваренный завод начали 31 августа 1888 года на территории усадьбы на Варваринской улице (ныне улица Спартака). А ровно через четыре месяца, 31 декабря, Груби направил в окружное Акцизное управление просьбу замерить ёмкость пиво- и медоваренной посуды на его заводе –замеры требовались для начисления акцизов на выпускаемую продукцию. Все формальности завершились в следующем, 1889 году, ставшим годом основания завода. Помимо пивных напитков, изготавливать решили минеральные и фруктовые воды.
Да будет газ!
Продукция Груби пользовалась успехом. Помимо его таланта пивовара, делу помогали и многие годы жизни в стране с высокоразвитой пивной культурой. Европейская педантичность тоже пошла на пользу – дела шли в гору.
О том, что под Ставрополем есть подземные воды, известно было давно. Так как завод Груби занимался и выпуском минеральной воды, специалисты занялись поиском месторождений. Пробурили скважину, но вместо воды из неё пошёл газ. Дело обычное – его небольшие скопления часто выходят наружу при бурении. Чтобы побыстрее избавиться от газа, струю подожгли, но результат оказался неожиданным – получили огненный столб высотой в несколько метров. Скважину с трудом запечатали.
Химический анализ, проведённый землеустроительной комиссией, показал, что при бурении «потревожили» месторождение практически чистого природного метана. Предприимчивый Груби сообразил, что газ – это золотая жила, и решил использовать его как топливо на производстве. Как следует из архивных записей, газ подвели к топкам заводских паровых котлов, к котлу центрального водяного отопления и даже к кухонным плитам в доме Груби. Позже поблизости нашли десятки других газовых месторождений.
Завод один из первых начал работать на газе, но этим техническое новаторство Груби не ограничилось. На заводе появилось холодильное отделение, котлы, чаны и машинное отделение с газовым двигателем.
В начале ХХ века предприятие стало расширяться – рост производства потребовал большего числа специалистов, построили новые конторские и административные здания.
Первый ставропольский пивовар Антон Груби ушёл из жизни после своего 65-летия, в 1920 году. Похоронили его на Успенском кладбище.
Смотрите также:
- Ставка – на «оборонку». Предприятия ВПК в Северной Осетии возродят? →
- Промышленности нужны технологии и кадры →
- Можно ли строить без генплана? →