Похоронен в Штукенброке. Судьбу ставропольского бойца установили поисковики

Фотокопия учётной карточки военнопленного немецкого лагеря №326 Фёдора Чурсинова © / Александр Паненко / Из личного архива

В 2021 году исполняется 80 лет со дня начала Великой Отечественной войны. Казалось бы, не осталось загадок о том трагическом и в то же время героическом периоде. Но до сих пор немало солдат и офицеров числятся официально пропавшими без вести, хотя многие находились в фашистской неволе. По последним официальным данным, из почти 6 миллионов бойцов и командиров Красной армии, захваченных в плен в основном в первый, самый тяжёлый год войны, оттуда не вернулась половина. Одна из таких историй, о которой удалось разузнать поисковикам, - в материале «АиФ-СК».

   
   

Силы оказались неравны

До недавнего времени оставалась неясной и судьба жителя села Тищенского Изобильненского района Ставрополья Фёдора Чурсинова. Поисковик Александр Паненко, о котором ранее писал «АиФ-СК», по просьбе родственников солдата обратился в местные и федеральные архивы, чтобы выяснить, что случилось с земляком, призванным в РККА в конце 1940 года.

Оказалось, Фёдора направили на учёбу в школу младших командиров в Западной Белоруссии. Утром 22 июня 1941 года подразделения Западного особого военного округа и пограничные заставы были атакованы фашистами. Четверо курсантов, в том числе и Фёдор Чурсинов, несли караульную служб, и, увидев вражеских мотоциклистов, открыли по ним ружейно-пулемётный огонь. Однако силы оказались неравными…

Теперь уже известно, что там, где оборонительные сооружения находились в непосредственной близости от застав и войсковых частей, их личный состав понёс огромные потери. Немцы взяли в плен под Белостоком и Минском, по официальным данным, более 328 тысяч человек, захватили несколько тысяч танков и артиллерийских орудий, окружили и разгромили 11 стрелковых, 2 кавалерийские, 6 танковых и 4 моторизованные дивизии. О судьбе курсантов школы младших командиров в той ситуации можно было только гадать…

Сотрудничать с фашистами отказался

Отец Фёдора Антон Иванович в своё время обращался в райвоенкомат, чтобы узнать, что стало с сыном, но получил сухой ответ: пропал без вести.

Лишь после того, как Александру Паненко разрешили доступ к архивам фашистских лагерей для военнопленных, он нашёл фотокопию учётной карточки Фёдора Чурсинова. Его имя значится в Книге памяти погибших военнопленных немецкого лагеря № 326. Из той же карточки стало известно, что Фёдор вместе с тремя курсантами после неравного боя был захвачен в плен. Первоначально находился в лагере возле немецкого городка Бранденбург, затем его перевели в лагерь №326 (земля Северный Рейн - Вестфалия). От сотрудничества с германскими властями и разведслужбами третьего рейха отказался, не предав Родины и не изменив военной присяге. Тогда его перевели на тяжёлые, по существу, каторжные работы.

Полурабский труд сказался на здоровье, Фёдор надорвался и умер 13 мая 1944 года, не дожив год до Великой Победы. Похоронен в городке Штукенброке на кладбище для военнопленных, могила №1407, ряд №30. За могилами ухаживают местные жители, отдавая дань мужеству и стойкости русского солдата.