Вторая жизнь. Достояние России под опекой ставропольцев

Александра Молочникова / АиФ

В этом году празднование Дня Военно-морского флота прошло в Североморске по особому сценарию: в торжествах участвовал президент России. Ставрополье с Северным морским флотом уже не первый год связывают неразрывные нити. 15 лет назад край установил шефство над 31-й Краснознаменной дивизией атомных подводных крейсеров стратегического назначения дислоцирующейся в г. Гаджиево Мурманской области. В Североморске на средства ставропольского предприятия восстановлена легендарная Краснознамённая подводная лодка-музей К-21, а в посёлке Сафоново — музей Военно-воздушных сил Северного флота.

   
   

Мощь страны

Северный флот – это не только боевая мощь нашей страны, гарантия безопасности и защиты национальных интересов России. Это, прежде всего, мужественные, сильные духом, несгибаемые люди. Высокие моральные качества, выучка и ответственность моряков-североморцев давно стали образцом в деле служения России.

Владимир ПУТИН возложил венок к памятнику героям-североморцам — защитникам советского Заполярья, обошёл на катере строй кораблей и поприветствовал экипажи. Вместе с министром обороны Сергеем ШОЙГУ и командованием Северного морского флота и Западного округа президент наблюдал за военно-морским театрализованным представлением с палубы тяжёлого авианесущего крейсера «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов».

– Военно-морской флот для нашей страны – это её гордость, мощь и достоинство. Военные моряки и офицеры всегда были примером строгой дисциплины, отваги и доблести, беззаветной, самоотверженной преданности Отечеству, – обратился к морякам Владимир Путин.

В торжественных мероприятиях, посвященных празднованию Дня Военно-морского флота, по поручению временно исполняющего обязанности губернатора края Владимира ВЛАДИМИРОВА приняла участие ставропольская делегация под руководством  первого заместителя председателя правительства Ставропольского края Ивана КОВАЛЁВА.

– Это был грандиозный, незабываемый праздник, который продемонстрировал всю мощь Северного морского флота и морской авиации России, – рассказал один из участников делегации – депутат Думы Ставропольского края Александр ИЩЕНКО.

Экипажи боевых кораблей СФ — ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Юрий Долгорукий», тяжёлый атомный ракетный крейсер «Пётр Великий», БПК  «Североморск», большие десантные корабли «Георгий Победоносец» и «Кондопога», малый противолодочный корабль «Снежногорск», малый ракетный корабль «Айсберг», базовый тральщик «Полярный», пограничный сторожевой корабль Пограничных войск «Подольск» – выполняли в ходе торжеств  ряд учебно-боевых упражнений. Впервые за несколько лет в воздухе над Приморской площадью состоялся воздушный парад авиационной техники, стоящей на вооружении морской авиации Северного флота. Самым впечатляющим зрелищем военного праздника стало показательное выступление пилотажной группы Военно-воздушных сил России «Стрижи» на истребителях МиГ-29.

   
   

Фото: АиФ / Александра Молочникова

Фото: АиФ / Александра Молочникова

Возродить реликвию

В праздничный день перед посетителями двери открыли музеи Военно-морского флота и авиации Северного флота. Ставрополье может по праву гордиться тем, что оба из них, имеющие особое историческое значение для России, получили вторую жизнь благодаря предприятию ООО ПМК «Русская», расположенному в селе с одноименным названием в Курском районе края.

Событием исторической важности в День Военно-морского флота стало открытие музея морской авиации Северного флота в поселке Сафоново. Год назад, после того как по поручению министра обороны Сергея Шойгу его включили в состав Федерального государственного казенного учреждения культуры «Военно-морской музей Северного флота», руководитель ПМК «Русская» взялся восстановить уникальный объект за собственные средства.

Музей расположен на значительной территории около 1000 кв. м и включает в себя несколько экспозиций, посвящённых годам Великой Отечественной войны, памяти о погибших и послевоенному периоду. Здесь представлены фотоматериалы, документы по истории авиации Северного флота, а также личные вещи ветеранов авиаторов-североморцев, среди которых 53 Героя Советского Союза.

В 1983 году  музей пополнился домиком-музеем Юрия Гагарина, который перевезли в Сафоново из посёлка Корзуново (Луостари). Это действительно реликвия — дом, где первый космонавт планеты вместе с семьёй жил во время службы в Заполярье. Возле «экспоната» – самолёт МиГ-15, самый массовый истребитель в мире, на котором летал Юрий Гагарин.

Фото: АиФ / Александра Молочникова
Фото: АиФ / Александра Молочникова

В ангаре музея  около 3 200 кв. м  – коллекция самолетов и вертолётов военного и послевоенного времени. Многие из них нашли в сопках и болотах.  Восстанавливали их авиаторы-североморцы. Авиационную технику из собрания музея использовали во время съёмок художественного фильма «Торпедоносцы». Среди экспонатов — реактивные бомбардировщики, истребители, самолеты-перехватчики, разведчики и штурмовики, уникальная И-153 «Чайка» и даже один из самых узнаваемых самолётов времен ВОВ немецкий Bf-109G6 «Мессершмит». Печальный факт: в конце 1990 годов в старом авиационном ангаре обвалилась крыша, некоторые экспонаты спасти не удалось. И кто знает, какая судьба ждала бы музей, если бы не помощь ПМК «Русская».

Ещё недавно, по словам посетителей, помещения музея «трещали по швам под порывами ветра».  Ставропольское предприятие капитально реконструировало основное здание, полностью заменило коммуникации, построило новый ангар для хранения экспонатов исторической авиационной техники, отреставрировало домик-музей Юрия Гагарина.

– Этот музей – достояние России, – подчеркнул Александр Ищенко. – Создавали его настоящие патриоты Родины, беззаветно влюблённые в авиацию. Так же бережно смотрители музея и сегодня относятся к вверенным им экспонатам. Для них казалось невероятным, что строительная компания из далекого ставропольского села  способна провести такую масштабную работу. Тем больше была их благодарность, когда всё выполнили качественно и в срок.

При входе в музей установили памятные доски, которые сообщают посетителям о роли ПМК «Русская», которая помогла сберечь историю.

Меценаты

Знаменитая подводная лодка К-21, ласково прозванная моряками «Катюша», больше десяти лет ждала реконструкции и ремонта. Субмарину переоборудовали в музей ещё в 80-х годах прошлого столетия. Устремлённая в Кольский залив, она несёт свою вечную вахту в Заполярье. Это единственная в России подлодка-музей, которая стоит на воде.

В её отсеках – экспозиции, описывающие становление, боевые действия в Великую Отечественную войну и послевоенное развитие подводного флота на Севере. Фотографии, награды и личные вещи подводников, документы тех лет красноречивее любого историка расскажут о героизме людей, которые вели эту лодку в бой. В четырёх отсеках сохранили боевую обстановку – здесь можно побывать в каютах и рубке, заглянуть в перископ, побывать в торпедных отсеках и почувствовать себя почти настоящим подводником.

Ежегодно музей посещали тысячи человек. Каждый год к 23 февраля обновляли её внешний вид. Но ничто не вечно: субмарина, рожденная в 1937 году, крайне нуждалась в капитальном ремонте. Финансирование объекта культуры не позволяло провести необходимые работы. Непросто было найти подрядчика, готового взяться за преображение музея на воде. Вопрос – как восстановить подлодку – поставил на военной коллегии Сергей Шойгу. Сложное задание взял на себя генеральный директор ООО ПМК «Русская» Александр ДЫДЫМОВ, на счету которого успешное строительство многочисленных объектов – как военных, так и гражданских.

– В Североморск прилетели представители «Спецстроя России» во главе с генеральным директором подведомственной организации ПМК «Русская» Александром Дыдымовым. Они заявили, что готовы за свой счёт отремонтировать уникальный памятник, – рассказал заведующий филиалом музея ПЛ «К-21» Юрий ВОЛОЩЕНКО.

Спасатели

Во время ремонта выяснилось:  ещё немного – и легендарная субмарина погибла бы. Трюмы
проржавели, начались протечки воды, а носовая часть подводной лодки практически отвалилась. «Катюша» могла разломиться надвое. Ни у одной строительной компании нет опыта по восстановлению таких объектов. Так что опыт ПМК «Русская» можно назвать уникальным. Подготовкой проекта занимались одновременно инженеры, гидротехники, буровики и водолазы. По сути, это были работы по спасению «Катюши».

Десятки рабочих трудились практически круглосуточно. На подводном корабле заменили обшивку лёгкого корпуса, переоборудовали торпедный отсек и боевую рубку. Корпус лодки покрыли стеклопластиком. Часть корпуса ниже ватерлинии рабочие окрасили специальной эпоксидной ледокольной краской, устойчивой как ко льду, так и к воздействию морской воды. Пространство между лёгким и прочным корпусами залили гидробетоном. Такой метод позволяет максимально укрепить корпус лодки, а также предотвращает попадание воды. Вычистили трюмы и сам причал, отремонтировали здание музея, находящееся на берегу.

– Удалось сделать всё запланированное, – сообщил заведующий лодкой-музеем Юрий Волощенко. – Появился обновлённый седьмой торпедный отсек, восстановили боевую рубку. На месте носового тамбура теперь дверь с электрогидравлическим приводом, напоминающая самолётную, в кормовом тамбуре появились билетная касса и гардероб.

После реконструкции, по словам специалистов Северного флота, подводная лодка-музей должна прослужить не менее 30 лет.

Этой весной в День моряка-подводника состоялось торжественное открытие музея К-21. В мероприятии участвовали командующий Северным флотом адмирал Владимир КОРОЛЁВ, заместитель председателя совета депутатов Закрытого административно-территориального округа Североморск Евгений АЛЕКСЕЕВ, жители флотской столицы, моряки-североморцы. Ставропольский край представляли два почётных гостя: Александр Дыдымов и Александр Ищенко, которых с детства связала малая родина — село Русское.

Александр Дыдымов вручил символический ключ от субмарины адмиралу Владимиру Королёву.

– Этот вдвойне знаменательный день символизирует преемственность лучших традиций, заложенных героическим поколением подводников-североморцев времён Великой Отечественной войны и продолжаемых подводниками наших дней,— отметил адмирал. – Дня, когда мемориал К-21 восстановят, ждал весь флот. Это стало важнейшим событием для моряков-североморцев, для истории и культуры страны. Я благодарю всех, кто внёс свой вклад в восстановление музея.

К-21 — самый посещаемый культурный и исторический объект всего Кольского Заполярья. Командующий Северным флотом вручил Александру Дыдымову памятный адрес в знак благодарности за большой личный вклад в дело героико-патриотического воспитания молодёжи.

Созидатели

Символично, что два памятника истории — музеи Северного морского флота ПМК «Русская» вернула стране в Год культуры.

ООО ПМК «Русская» сегодня – это современные технологии, передовое оборудование, высокий уровень организации производства, качество и своевременность выполнения самых сложных работ. Крупные государственные подряды — знак доверия на самом высшем уровне.

Предприятие строит объекты, имеющие социальное и даже стратегическое значение. Это военные городки в Северной и Южной Осетии, Карачаево-Черкесии, детские сады и школы, в том числе для детей военных, в Абхазии и Таджикистане, казармы в Прохладном, военный полигон в Майкопе, полигон в селе Серноводском Курского района, объект усиленной МСР 19 МСД в Северной Осетии. Специалисты ПМК восстанавливали разрушенные террористами школу в Беслане и военный госпиталь в Моздоке.

Новое время диктует новые задачи. «Русская» стала единственным подрядчиком, которому Министерство обороны доверило возведение стратегических объектов на полуострове Крым.

 Как при таком ритме удается сохранить умение сопереживать людям, помогать нуждающимся — большой вопрос. Возможно, ответ на него нужно искать в детстве Александра Николаевича. Он рос в простой сельской семье, где, в первую очередь, ценились честность и порядочность. Что же касается любви к морю, то здесь как раз всё понятно: после трёх лет службы во флоте он навсегда остался в душе моряком. Вот почему заботу о музеях Североморска Дыдымов считает особо значимой.

– В канун Дня строителя я поздравляю коллектив и руководителя ПМК «Русская», а также всех работников отрасли с профессиональным праздником, – говорит Александр Ищенко. – Александр Дыдымов пользуется большим авторитетом в крае и районе. Серьёзный человек и серьёзная команда. ПМК «Русская» под его руководством стала одним из главных налогоплательщиков края. Пусть коллектив предприятия всегда остаётся таким же сплоченным и надёжным. Пусть с Божьей помощью удаётся осуществить все задуманные планы.

Справка

Герои-ставропольцы

Память свято хранит имена подводников-ставропольцев, погибших при защите северных морских рубежей нашей страны в годы Великой Отечественной войны.

Астапов Андрей Кузьмич, старший краснофлотец, старший электрик, родился в 1917 г. в селе Московском Изобильненского района, погиб 18 сентября 1942 г. на подводной лодке К-2.

Гаврилов Арсений Михайлович, капитан-лейтенант, помощник командира подводной лодки, родился в 1915 г. в Ставрополе, погиб 18 августа 1942 г. на подводной лодке М-173.

Капинос Владимир Савельевич, лейтенант, командир БЧ-3, родился в 1920 г. в Пятигорске, погиб 21 марта 1943 г. на подводной лодке К-3.

Колесов Николай Иванович, старшина первой статьи, командир отделения рулевых, родился в 1917 году в Кисловодске, погиб 11 марта 1944 г. на подводной лодке С-54.

Назин Дмитрий Афанасьевич, краснофлотец, моторист, родился в 1920 г., погиб 12 мая 1942 г. на подводной лодке К-23.

Несмеянов Николай Леонтьевич, старшина 2-й статьи, командир отделения СКС, родился в 1920 г., погиб 18 сентября 1942 г. на подводной лодке К-2.

Самодин Федор Евстафьевич, лейтенант, командир рулевой группы, родился в 1919 г. в селе Киста (ныне село Манычское) Апанасенковского района, погиб 7 февраля 1943 г. на подводной лодке К-22.

Тартышников Николай Кириллович, краснофлотец, электрик, родился в 1922 г. в Ессентуках, погиб 11 октября 1943 г. на подводной лодке К-1.

Шапорюк Дмитрий Федорович, краснофлотец, рулевой, родился в 1920 г. в Курсавском (Андроповском) районе, погиб 11 октября 1943 г. на подводной лодке К-1.

В Военно-морском флоте нашей страны прошли службу тысячи ставропольцев, многие из них удостоены высокого звания Героя Советского Союза. Капитан 1-го ранга Иван Бурмистров стал первым моряком-подводником Героем Советского Союза,   а контр-адмирал Иван Дубягин, командуя атомной подводной лодкой  К-115 в 1963 году, первым совершил переход под вечными льдами Северного Ледовитого океана от Мурманского побережья в Петропавловск-Камчатский.

Сегодня в частях подшефного соединения проходят службу более 30 уроженцев  края, которые, по докладам командиров, с честью выполняют свой воинский долг.

Смотрите также: