«Дети сегодня прагматичны». Учитель о том, как увлечь школьников уроками

Факультативы для школьников – важная часть учебного процесса. © / Эдуард Кудрявицкий / АиФ

«Батарейки можно сделать из монеток, а фонтанчик – из пластиковой бутылки». 24-летняя учительница физики из гимназии №25 Ставрополя Екатерина Набродова знает, как с помощью подручных средств сделать урок незабываемым. Но и современное оборудование использует активно.

   
   

Недавно она выиграла Всероссийский педагогический конкурс «Мои инновации в образовании», обойдя куда более опытных коллег из разных уголков России. Как живётся молодым учителям и почему они занимаются этим тяжёлым и не слишком хорошо оплачиваемым трудом? Об этом и многом другом корреспондент «АиФ-СК» побеседовал с Екатериной Геннадьевной.

Разгадать загадки

Елена Панкова, «АиФ-СК»: Учителя часто говорят: нам не до инноваций, успеть бы натаскать учеников к ЕГЭ. А вы свой проект используете в образовательном процессе?

Екатерина Набродова: Мой инновационный проект – по астрономии, он называется «Загадки Вселенной». Увы, астрономия не входит в перечень обязательных школьных предметов, поэтому использовать эту инновацию я могу только на факультативе для детей, начиная с пятого класса. Кстати, «обкатала» эту работу ещё до участия в конкурсе. Может, благодаря успешной практике мой проект и выглядел более выигрышно? Не знаю.

Досье
Екатерина Набродова родилась в 1991­м в Ставрополе. Финалист конкурса «Одарённая молодёжь – будущее России». Финалист конкурса «Учитель года­2014» в номинации «Шаг в профессию». Дипломант городского этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России ­ 2015» в номинации «Педагогический дебют». Участница танцевального коллектива «Талисман».
– Не пора ли астрономию сделать обязательной школьной дисциплиной, как это было когда-то?

– Думаю, астрономию нужно преподавать обязательно! Сейчас какие-то отрывочные сведения по этой дисциплине дают только на уроках географии и физики. Этого крайне недостаточно! Ребята не знают элементарных вещей о космосе. А если о нём не рассказывают, откуда может появиться интерес?

– А вам не кажется, что современных подростков, «закормленных» интернетом и киношной фантастикой, вообще трудно чем-то удивить? В том числе астрономией?

   
   

– С тем, что современные дети пресыщены и ничем не интересуются, не соглашусь. Среди моих учеников (я преподаю в 7-х и 8-х классах) немало тех, кому интересны и физика, и астрономия.

Другое дело, что дети сегодня очень прагматичны. Некоторые уже в десять лет говорят: «Мне этот предмет не нужен, он не пригодится в будущей работе».

Вообще же, интерес ребят к знаниям во многом зависит от учителя. Если он любит свой предмет, это передаётся ученикам.

Теперь о проекте «Загадки Вселенной». Мы используем и гаджеты, и разнообразный иллюстративный материал, и тесты. Вечерами наблюдаем за звёздами! У нас в школе есть электронный телескоп.

– Кстати, об оборудовании. Образовательные стандарты требуют от учителей использования новейших приборов. При этом многие педагоги жалуются: даже старых приборов порой не хватает…

– Современное оборудование, подключённое к компьютеру, для лабораторных работ по физике у меня есть. Но в единственном экземпляре. Лабораторные работы, скажем, по электричеству ребята выполняют на старых приборах. Для объяснения некоторых тем использую интерактивную доску и электронный учебник. Хотелось бы большего.

Впрочем, повторюсь, если учитель хочет сделать свои уроки интересными, он добьётся этого. Были бы желание и фантазия! Мои ребята с удовольствием проводят опыты по физике, используя простейшие подручные средства.

– Например?

– Батарейки можно сделать из монеток, а фонтанчик – из обыкновенной пластиковой бутылки…

Молодые не нужны?

– Приятно, что среди молодых учителей встречаются такие энтузиасты, как вы. Но как этот энтузиазм сохранить? Многие начинающие педагоги бросают школу по банальной причине: на зарплату не прожить...

– Моё мнение: в школу нельзя идти работать, если человека интересует только зарплата! Правда, меня материально поддерживает моя семья – родители и муж…

– Вас пригласили работать в гимназию №25, когда вы ещё учились в университете. Преподавателей-студентов сегодня можно увидеть во многих школах. Учить детей стало некому?

– Среди учителей физики в нашей гимназии только я – молодой специалист. При этом текучесть кадров в школах большая. Начинающие учительницы зачастую, отработав год, уходят в декрет. С другой стороны, устроиться на работу в хорошую школу Ставрополя молодому специалисту сегодня не так-то просто…

– На факультете СКФУ, который вы окончили, готовят физиков. Не было желания, получив диплом с отличием, устроиться в какую-то корпорацию, да не в Ставрополе, а в столице?

– Честно говоря, к нам, молодым техническим специалистам СКФУ, особого интереса работодатели не проявляли.

Не было такого, чтобы после практики к нам подходили и уговаривали остаться работать.

Инженеры и физики если сейчас и нужны где-то, то не у нас в провинции. В крае есть несколько современных заводов, там некоторые мои бывшие однокурсники нашли себе работу. Некоторые работают учителями. Но многие, к сожалению, со своим высшим техническим образованием вынуждены трудиться где придётся. Когда мне предложили на пятом курсе вести физику в одной из лучших школ Ставрополя, я обрадовалась этому заработку. 

Можно, конечно, попытать счастья в Москве. Но мои друзья, которые отправились покорять столицу, хотят вернуться домой. Съёмные квартиры очень дорогие, добираться до работы далеко, а зарплаты подчас не намного выше, чем в Ставрополе.

Как сдать ЕГЭ?

– Вы – из поколения, которое уже сдавало ЕГЭ. То, что дети теперь пишут федеральные проверочные работы уже в четвёртом классе, не слишком их травмирует? Не пропадает желание учиться?

– Всё зависит от настроя. Не нужно нагонять панику! О том, что ЕГЭ – это пытка, говорят, как правило, те, кто не слишком хорошо готов к экзаменам. И забывают: ЕГЭ сдают всего один раз, а традиционные экзамены приходилось сдавать дважды: по окончании школы и при поступлении в вуз. Это тоже был серьёзный стресс! Поэтому я – за ЕГЭ. 

– Успешно сдать госэкзамен по физике, имея только школьные знания, реально?

– По моим наблюдениям, этого «багажа» хватает не всегда. При этом увеличивать нагрузки нереально: дети и так сегодня перегружены. Я – не сторонница домашних заданий. Считаю, что ребята, вернувшись из школы домой, должны отдыхать. Но я не могу отменить домашние задания. А как закреплять материал?

– И всё-таки ЕГЭ – серьёзное испытание. Почему в этот непростой момент рядом с детьми нет психологов?

– Психологи, на мой взгляд, нужны и детям, сдающим ЕГЭ, и их родителям. У нас в школе замечательные психологи, они активно участвуют, например, в жизни шестого класса, в котором я – классный руководитель. Но психологов сегодня в школах мало. Их должно быть гораздо больше! Тогда и ЕГЭ не будет страшилкой.