Шаг в будущее. Как выбрать вуз и получить достойное образование

Фото Надежды Гусевой / АиФ

Для выпускников школ наступает горячая пора. С предметами по ЕГЭ они уже определились, и осталось совсем мало времени на подготовку. Что нужно сделать, чтобы набрать нужное количество баллов, выбрать вуз, получить качественное образование и преодолеть «порог успешности»?

   
   

Об этом рассказали представители высших и средних профессиональных учебных заведений, министерства образования края, собравшись за «круглым столом», который редакция газеты «Аргументы и Факты – Северный Кавказ» организовала в помощь абитуриенту.

Имидж – ничто!

Не секрет, что в выборе профессии старшеклассником активно участвуют родители. И большинство из них хотят видеть своих детей в престижных вузах и на престижных факультетах. До сих пор для нас образцы успешности – политики, юристы, бизнесмены. В итоге, даже пройдя сложный конкурсный отбор и окончив университет, найти хорошую работу сложно: все места уже заняты.

«Выбирать нужно тот вуз, в котором молодому человеку будет интересно, – говорит Галина Зубенко, заместитель министра образования Ставропольского края.– Нужно также учитывать уровень подготовки ученика – какие предметы ему легче даются. И главное – ориентироваться на рынок труда. Сейчас востребованы рабочие специальности, медики и педагоги, строители. Как ни странно, до сих пор нужны экономисты, и очень большой кадровый голод по специальностям в области сервиса и туризма. А вот юристам найти работу очень сложно. Тем не менее, больше всего детей выбрали профильные ЕГЭ по обществознанию и истории, а они нужны, чтобы поступить на юридический факультет. Химия, физика, биология – эти предметы дети сдают редко, соответственно, по тем специальностям, где они требуются, – самый низкий проходной балл.

Есть и другая проблема – качество школьных знаний. Одно дело – «натаскать» на ЕГЭ и совсем другое – как потом учиться в вузе. Знания по русскому языку в нашем регионе, к примеру, хоть и не намного, но хуже, чем в среднем по России. Причина – низкий профессиональный уровень педагогов, сейчас мы работаем над повышением их квалификации.

Кстати, условия экзаменов меняются: по русскому для допуска к сдаче экзамена теперь нужно сначала написать сочинение. Думаю, аналогичные условия появятся и по другим предметам. Кроме того, задания в ЕГЭ становятся не тестовыми, они рассчитаны на высокий интеллект и умение анализировать».

Дома лучше

Такая ситуация не только в крае, но и во всем СКФО.

   
   

Из первых уст
«Три экзамена ограничивают возможность поступления ребёнка, поэтому лучше сдавать больше ЕГЭ. Перед выбором предмета по единому госэкзамену и выбором вуза изучите социально­экономический спрос региона, посмотрите профвозможности семейного древа», ­– советует Надежда Палиева.
 «Во-первых, сильный перекос в сторону гуманитарных дисциплин, – комментирует Артур Насипов, директор Школы подготовки к ЕГЭ Кабардино-Балкарского государственного университета. – У нас в вузе реализуется 38 направлений подготовки по программам высшего образования, объединяющих 59 профилей, по 20 из них нужно сдавать физику. А физику выбирают далеко не все выпускники. Поэтому на естественно-математические и технические направления конкурс, как правило, очень низкий. Чтобы решить эту проблему, мы пошли в школы – к учащимся, родителям, директорам. Сдав ЕГЭ по физике в качестве дополнительного экзамена, у детей появляется высокий шанс поступить к нам. Сами понимаете, человеку с техническим образованием устроиться на работу гораздо проще – таких специалистов сейчас не хватает.

Мы не только обеспечиваем качественную подготовку студентов к профессиональной деятельности, но не оставляем их и после окончания вуза. По официальным данным, 55% выпускников КБГУ трудоустроены по специальности.

Другая проблема – это отток наиболее подготовленных выпускников в центральные, а в последнее время и в региональные вузы для поступления преимущественно на гуманитарные направления. Из-за этого падает средний балл поступающих. Управление по довузовской подготовке и профориентационной работе приступило к решению этих проблем».

«Дело в том, что ЕГЭ дает детям равные возможности, – дополняет Аксана Карашева, начальник управления по довузовской подготовке и профориентационной работе КБГУ. – Они могут и имеют право поступать в любые вузы страны. А нам, вузам в регионах, нужно уметь показать свои конкурентные преимущества. Я прихожу к выводу: чтобы стать сильнее, нам нужно объединяться, а не конкурировать. Активнее сотрудничать, осуществлять программы обмена студентами и преподавателями. И если есть у нас какое-то ресурсное ограничение, то мы могли бы его восполнить в соседнем вузе. В то же время другой вуз мог бы воспользоваться нашими сильными сторонами».

Учиться лучше дома. Эту мысль подтвердили практически все участники «круглого стола».

«Где родился – там и сгодился», – вспомнила народную мудрость Надежда Палиева, советник при ректорате СКФУ. – Родители подвергают сомнению качество обучения в региональных вузах, им кажется, что в Москве, Санкт-Петербурге, Казани будет лучше. На самом деле всё зависит от желания учиться самого ребёнка, от его мотивации получить образование по выбранной специальности. И мы должны родителям объяснять, что у нас в крае тоже можно получить прекрасное образование и стать профессионалом своего дела, а значит, быть успешным.

Кроме того, отправляя своего сына или дочь на учёбу в большой город, мамы и папы должны понимать, что пропорционально возможностям там есть и опасности. Поэтому на первый год учёбы лучше ехать вместе со своим студентом, чтобы помочь ему адаптироваться».

Хватит бояться!

«Есть ещё один секрет успешной сдачи ЕГЭ. Это спокойствие. Когда страх одолевает человека, вряд ли он может показать хороший результат, – высказывается Сергей Фролко, ректор Невинномысского государственного гуманитарно-технического института. – В основном боятся родители. Причём знают, что ребёнок, предположим, – твёрдый хорошист все 11 лет учёбы в школе, а вот от ЕГЭ хотят 100 баллов. Так не бывает. На самом деле проблем с ЕГЭ нет. Наш край по итогам прошлого года прошёл его нормально, с хорошими баллами, без нарушений. Дети  уже и привыкли к такой форме сдачи экзаменов.

Справка
Контрольные цифры приёма на бакалавриат по IT­специальностям за год увеличились на 34%, магистратуру – почти на 70%. 350 тыс. человек до 2020 г. – прогнозируемое число вакансий по этой специальности.
Но я хочу посоветовать абитуриентам при выборе своей потенциальной альма-матер убедиться в её эффективности. Сейчас, в век информационных технологий, это элементарно. По закону, каждое учебное учреждение должно иметь свой официальный сайт, где должна быть размещена информация о нём. Несколько лет Минобр России мониторит показатели эффективности вузов, а в эти показатели входят трудоустройство выпускников, средний балл ЕГЭ абитуриентов, результаты научной деятельности профессорско-преподавательского коллектива, достаточно ли в вузе учебных площадей и многие другие показатели. Что касается нашего вуза, у многих возникает вопрос - почему гуманитарно-технический? Поясняю. Есть техникумы, колледжи, профильные училища, в которых готовят и «физиков», и «лириков». Для таких образовательных организаций и нужны преподаватели спецдисциплин, мастера производственного обучения. Вот их-то мы и готовим по заказу министерства образования Ставропольского края. Хочу сказать, что и с трудоустройством юристов у нас нет проблем. Почти половина сотрудников полиции в г.Невинномысске и  в Кочубеевском районе имеют дипломы НГГТИ.

И есть у меня, конечно, огромное пожелание нашим министерствам и ведомствам: чтобы они больше давали заказов на целевую подготовку специалистов. К этому нас обязывает и губернатор Ставрополья».

«Бюджетные места формируются так: Минобр России присылает нам контрольные цифры, – пояснила Галина Зубенко, замминистра образования края. – Мы же перед тем, как подписать наши контрольные цифры, спрашиваем органы исполнительной власти: кто им больше нужен в крае. Потом эти цифры визирует краевое правительство. Так прогнозируется, сколько мест и на какие специальности будет выделено в вузах для бесплатного обучения на следующий год».

«У нас проблем с бюджетными местами нет, – прокомментировал Станислав Савченко, директор филиала РГУ путей сообщения г. Минеральные Воды. – А вот на внебюджетные, коммерческие места – недобор. Что касается трудоустройства, то я считаю, что эту работу контролировать надо. В прошлом году было принято решение: уровень трудоустройства сделать обязательным показателем при мониторинге эффективности. 85% наших выпускников трудоустроены, причём именно по той профессии, по которой обучались.

Кстати, слово «успех» означает «успеть». И если вдруг ребёнок не поступил успешно, значит, что он просто не успел именно в этот раз. Это не повод впадать в истерику».

«Чаще всего истерят родители, – считает Светлана Михейкина, завкафедрой социально-гуманитаных дисциплин Северо-Кавказского социального института. – Поверьте мне как психологу. Они создают атмосферу страха, при этом плохо разбираются в юридических аспектах, аккредитации вузов, их эффективности, программах обучения, специальностях и направлениях. Поэтому здесь главный совет – узнавайте как можно больше информации. «Кто владеет информацией, тот владеет миром». Было бы хорошо создавать широкую программу информирования в школах!»

Нужны рабочие руки

Предубеждение, что в училища и техникумы идут только троечники и хулиганы – уже давно миф. Больше того, самые популярные вакансии – это рабочие специальности. Поэтому ссузы – прекрасная альтернатива университетам.

Кстати
Некоторые западноевропейские страны переняли опыт советских ПТУ и теперь практикоориентированное обучение преподносят как «дуальное образование».
«Во-первых, многие родители боятся ЕГЭ, поэтому 9-классники идут к нам, чтобы на базе среднего профессионального образования по нашему направлению получить затем профильное высшее образование, – говорит Александр Крячко, директор многопрофильного регионального колледжа.  Мы берём к себе учащихся по среднему баллу аттестата о неполном среднем образовании. Так вот, у нас конкурс. На техническое обслуживание автомобилей, к примеру, – 25 бюджетных мест, а заявлений  165. На некоторые специальности средний балл 5.0.

Есть, конечно, и такие дети, которые приходят со слабыми знаниями. Приходится подтягивать. В прошлом году у нас из 408 выпускников 136 поступили в вузы. Для нас это хороший показатель, а вот для экономики края, которая нуждается в профессиональных рабочих кадрах, возможно, не очень.

И ещё один интересный факт. На предприятиях предпочитают практиков, а не теоретиков. А у нас как раз очень хороша именно практика. Есть у нас опыт, когда студенты вузов, обучающиеся по строительным специальностям, приходят к нам и параллельно получают квалификацию сварщика. Сначала это было удивительно, а потом поняли, что нормально - нужны смежные профессии. Нужны и юристы, только подход должен быть другим. Их нужно также на стыке профессий готовить».

Смотрите также: