В комитете Госдумы по образованию и науке не исключают скорую отмену ЕГЭ, считая его главной причиной падения уровня образования в стране. Учитель русского языка и литературы Татьяна Бойко из Минеральных Вод может с этим поспорить. Почему Единый госэкзамен вполне объективен и как на знаниях ребят отразилось дистанционное обучение, она рассказала «АиФ-СК».
Чем дядька лучше бузины?
Светлана Болотникова, «АиФ-СК»: В Госдуме считают, что уровень образования в стране низкий, что раньше учили лучше.
Татьяна Бойко: Раньше - это когда? Я начала работать учителем в конце 1970-х и уже не застала школы высокого уровня и бескомпромиссных требований. Никогда не забуду выпускной экзамен по истории в 1978 году. Одному бездельнику достался билет о Смутном времени. Он не понял вопроса, молчал, улыбался, чесал в затылке. Тогда директор школы спросил: «Ну что ты молчишь? Скажи хоть что-нибудь, например, что лучше: в огороде бузина или в Киеве дядька?». Выпускник ответил: «Дядька. Бузину есть нельзя». Экзаменуемому поставили тройку, на выпускном вручили аттестат. Думаете, анекдот? Нет. Чистая правда: директор школы должен был отчитаться в районо о стопроцентной успеваемости. И отчитывался благополучно много лет, как тысячи его коллег по всей стране. Уже тогда началась дискредитация образования.
В девяностые СССР не стало. На обломках государства о школе и её проблемах думать не приходилось - выжить бы.
Ближе к нулевым годам нового века учителей по статусу приравняли к обслуживающему персоналу - бесправному и низкооплачиваемому. Резко упал конкурс в педагогические институты: туда стали принимать всех подряд, в том числе безнадёжных троечников. Начался отток кадров из школ, особенно в крупных городах, где грамотный человек мог легко найти непыльную и престижную офисную работу. Провинциальным учителям бежать было некуда.
Деструктивные изменения произошли и в административной сфере. В советское время инспекторы гороно были профессионалами с огромным опытом практической работы. Много ли сейчас в муниципальных управлениях образования, в методических центрах людей, которые долго работали в школе, выпускали классы, знают цену учительскому труду, могут помочь учителям в их нелёгком труде? Их заменили менеджеры. А благополучие современных чиновников от образования по-прежнему зиждется на проценте успевающих.
- В этом году исполняется 20 лет с момента введения ЕГЭ, но до сих пор идут споры, насколько объективно эта форма экзамена позволяет оценить знания учеников.
- Очень часто приходится слышать, что у выпускников низкий уровень подготовки, потому что репетиторы их просто натаскивают на выбор правильных ответов. Это далеко не так. Возьмите тренировочный сборник с заданиями ЕГЭ по предмету, в котором вы лучше всего разбираетесь. Решите любой из вариантов за тот отрезок времени, который отводится выпускникам на реальном экзамене, и вы поймёте, что натаскать того, кто не разбирается в сути предмета, невозможно.
Поначалу экзамен был очень несовершенным, с многочисленными вопросами-угадайками, с недостаточным контролем за процедурой. Процветал забытый ныне ЕГЭ-туризм: выпускников пристраивали в школы национальных республик, выдававших немыслимое количество стобалльников. Через пару лет это пресекли, и экзотический вид молодёжной миграции сошёл на нет.
Система ЕГЭ сильно изменилась: угадаек в тестовой части больше нет. Развёрнутые письменные ответы предполагают умение быстро, связно и грамотно выстроить текст на предложенную тему. Подтасовать результаты ни учителя, ни администрации школ, ни муниципальные и краевые чиновники не могут. Можно, конечно, организовать эксклюзивный экзамен для какого-нибудь «необыкновенного» выпускника: надо просто закрыть глаза на то, что в одной из аудиторий внезапно отключится камера наблюдения. На короткое время, чтобы успеть сфотографировать и переслать преподавателю задание. Но массово такой метод применяться не может: наказание вплоть до уголовного. Поэтому баллы, полученные на ЕГЭ, сейчас можно считать вполне объективными.
Картонный сувенир на память
- ОГЭ за девятый класс тоже объективен?
- Во время этого экзамена камер в аудиториях нет, значит, стопроцентная результативность практически обеспечена, несмотря на то, что 10-15% девятиклассников практически не умеют читать, в том смысле, что не понимают смысла прочитанного текста. Кто кого при этом обманывает? Не знаю. Своим детям, ни сыну, ни дочери, я не «помогала» ни в девятом, ни в 11 классах.
- Вашим детям хватило школьных знаний для поступления в университет?
- По профильным предметам (химия, биология) сын и дочь занимались с репетиторами. Оплата были сопоставима с моей зарплатой и пенсией мужа. Но я не возмущалась, потому что понимала: школьный учитель не может за два недельных часа обеспечить нужного уровня подготовки, тем более что профильный, углублённый уровень нужен далеко не всем в классе. Репетиторы моих детей были строгими. В школах, признаюсь честно, учителей такого уровня сейчас почти не осталось. И это вполне закономерно: школа ведь сейчас оказывает образовательные услуги, а с прислуги много не спросишь.
Результатом нашей семейной стратегии «учиться, учиться и учиться» стало поступление на бюджет медицинского факультета Санкт-Петербургского государственного университета. Кстати, на дополнительных вступительных испытаниях в вузе мои дети подтвердили свои высокие школьные баллы.
- Бюджетных мест в вузах сейчас меньше, чем платных. В среднем 60% абитуриентов поступают на договорной основе, и им не нужен такой высокий балл, как бюджетникам.
- Да и на репетитора можно не тратиться. Но в серьёзных университетах платить придётся много: 100 тысяч за семестр и выше. В скороспелых заведениях, разных филиалах, частных лавочках - значительно дешевле, но платить придётся не только в кассу, но и «в зачётку» на каждой сессии. В общем, диплом в рассрочку приобрести можно, а вот получить высокий уровень профессиональной подготовки нельзя. Насколько я знаю, по специальности практически никто из бывших «платников» не работает. А за что тогда платили? И не слишком ли дорого за картонный сувенир «государственного образца»?
Быстрых решений нет
- Как сказалось на знаниях учеников дистанционное образование в прошлом году?
- Мои выпускники 2020 года пережили не только пандемию. После первой четверти нашу гимназию №2 в Минводах внезапно закрыли из-за аварийности. Пришлось перейти в другую школу. Дети эти трудности преодолели, учились добросовестно. По профильным предметам почти все занимались с репетиторами.
К экзамену по русскому языку мои ребята готовились на уроках: грамматику повторяли с самых азов, сочинения писали и переписывали по нескольку раз, много читали.
А потом из-за коронавируса ввели дистанционное обучение. Но для мотивированных выпускников и это не стало препятствием. Все набрали на ЕГЭ не меньше 70 баллов, а десять учеников - по разным предметам 90 и больше. Две выпускницы показали стобалльные результаты. Летом 14 человек поступили на бюджет в государственные вузы Пятигорска, Ставрополя, Краснодара, Санкт-Петербурга и Москвы.
- То есть кто хочет, тот учится, несмотря на общие проблемы в образовании. Ничего менять и не надо?
- Надо, конечно, но простых и быстрых решений нет - школьное образование в многолетнем и глубочайшем кризисе. Можно отменить ЕГЭ, повысить зарплаты, но этого будет недостаточно. Нужно вернуть образование из муниципальной управленческой сферы в государственную, пересмотреть Бюджетный кодекс, оптимизировать подготовку педагогических кадров.
Но нынешним школьникам нужно учиться сегодня и здесь. Значит, надо в семьях менять отношение к образованию и не выступать перед собственными чадами в роли демотиваторов. Наши мамы и бабушки после войны дорожили возможностью детей учиться, следили за их успехами в школе, не позволяли бездельничать, прогуливать. За двойки ругали, учителей при детях «училками» не называли. Понимали: если дитя будет бездельничать десять лет, научится только унижать и троллить своих наставников, он до старости будет жить за счёт родителей. Мы ведь не хотим этого, правда?
А в старших классах нужно будет искать репетиторов. С прошлого года выпускники сами решают, сдавать им ЕГЭ или нет. От души сочувствую коллегам, которые будут работать в классах, где окажутся пять-шесть таких «вольнослушателей». Они и одноклассникам работать не дадут, будут «самоутверждаться» - ответственности ведь никакой. Зря власти шарахнулись в эту сторону: одно из главных достоинств введения ЕГЭ - приход в 10-й класс мотивированных учеников. Иначе зачем было огород городить?
Репетиторов, кстати, найти очень непросто, а в интернете развелось много всяких менеджеров, модераторов и агрегаторов. Они легко снимут с вас деньги за просмотры всяких роликов и слайдиков. Учителя ищите. Настоящего учителя.