Продвинутые или отсталые? Что делают с детьми передовые технологии

Детские психологи бьют тревогу: к ним на приём всё чаще приводят детей с жалобами на отставание в развитии, плохую успеваемость. Одна из последних тенденций - детские страхи.

   
   

Дети панически боятся оставаться одни из-за страшных героев компьютерных игр, набирающих популярность в сети. Например, жуткая женщина Момо, предрекающая скорую смерть ребёнку, бабушка Гренни, убивающая своих внуков, и т.д. Ставрополье - не исключение. О том, как влияют на психику и в кого превращают наших детей технологии, которые должны развивать, мы поговорили с детским психологом Мариной Романенко.

Дети боятся бабушку

Наталья Цой, «АиФ-СК»: Марина Владимировна, к вам часто обращаются по поводу страхов у детей из-за компьютерных игр?

Марина Романенко:  Да, шквал обращений начался в прошлом году. Чаще всего с детьми пяти-семи лет. Они боятся оставаться и засыпать одни, не хотят ехать к бабушке, ходить в школу, разлучаться с родителями из-за жутких виртуальных персонажей. До нервного тика их доводят Момо (по легенде, она умерла при родах и теперь пишет в мессенджерах детям, что и они скоро умрут), Балди - школьный учитель, который начинает преследовать ученика, когда тот допускает ошибку, решая задачу. Если догонит - игрок умирает. Бабушка Гренни ищет ребёнка в доме и если найдёт, забивает его битой. Это лишь небольшая часть героев модных нынче компьютерных игр. И необязательно дети сами играют в них. В сети набирают просмотры ролики, как в них играют другие. Между тем страхи - это не только нервное напряжение. Они подавляют волю ребёнка. Делают его слабым, беспомощным, ни на что не способным.

- Говорят, «зависание» детей в гаджетах также приводит к задержке их умственного развития.

- Когнитивные функции - память, внимание, восприятие, мышление. Чтобы они сформировались, ребёнок должен овладеть речью. А для этого у ребёнка должен быть мотив. Что-то сказать, попросить игрушку, позвать поиграть. Когда малыш проводит время с гаджетом, у него нет стимула общаться. Идёт задержка познавательного развития.

   
   

Кроме того, наш мозг так устроен, что с года до семи лет дети должны бегать, прыгать, ползать. Работа органов чувств и двигательная активность помогают созревать мозгу. Под воздействием движений и впечатлений нервные волокна покрываются миелиновой оболочкой, отвечающей за быструю передачу сигналов в мозге. Мы раньше дни напролёт бегали, прыгали, в мяч играли. Сейчас дети намного меньше двигаются. А когда у ребёнка мало сенсорного опыта, миелиновое волокно тоньше. Когнитивные процессы тормозятся.

Для детей с неврологическими нарушениями, которых сейчас всё больше, гаджеты ещё более губительны.

- С какого возраста начинаются сложности?

- В основном, родители обращаются с детьми, которые учатся в начальных классах. Потому что до школы это всё не так заметно. А в школе начинаются проблемы. Ребёнку трудно сосредоточиться, ему нужно намного больше энергии на умственную работу, он быстрее  устаёт. Руки не готовы к письму, при котором задействовано много крупной и мелкой моторики. Я в этой сфере работаю 17 лет и вижу динамику. Раньше таких нарушений было гораздо меньше. Дети лучше фантазировали. Сейчас они не могут составить историю по картинкам, например. Соответственно, им сложнее пересказывать.

- Глядя на современных детей, этого не скажешь. Они кажутся очень умными, продвинутыми.

- Они зачастую не понимают, а механически повторяют фразы. Но это такой своего рода пассивный словарный запас, полученный произвольно. Процесс же обучения предполагает усилия над собой. А этим умением современные дети, которые много времени проводят, уткнувшись в экран, также не отличаются.

Выдержка, терпение, умение себя контролировать формируется, когда ребёнок играет с другими детьми. В игре есть правила, и тот, кто хочет играть, должен их соблюдать. При игре в компьютерные игры и просмотре мультиков таких процессов не наблюдается. Нет мотива для самоконтроля, не вырабатывается навык. От гаджетов идёт перегруз нервной системы. Ребёнок всё время на взводе, и малейший раздражитель может вывести его из себя. А контролировать эмоции он не научился.

- И это становится проблемой?

- Да, неумение общаться, вести себя, отставание в развитии приводят к тому, что над ребёнком начинают смеяться, обижать его. Здесь важно восполнение сенсорного опыта. Резиночки, классики, подвижные игры - это всё хорошо развивает мозг. Нейропсихологи работают с детьми с задержками развития с помощью этих игр. В большинстве из них, где задействованы две руки, стимулируется межполушарное взаимодействие, идёт естественная коррекция неврологических проблем.

- Вот вы говорите, детям важно играть, соблюдать правила. Но считается, что обществу сейчас не хватает людей с критическим мышлением, способных действовать не по правилам?

- А это разные задачи. Когда ребёнок соблюдает правила из-за того, что хочет участвовать в игре, у него естественный мотив - «я хочу». Это учит к себе прислушиваться. Но когда дети приходят в школу, им начинают рассказывать, что они должны быть послушными, получать хорошие оценки, сидеть смирно, чтобы не было наказания, - вот это как раз формирует негативное подчинение, невроз, основанный на страхе.

Жонглёрам деменция не грозит

- Поток и многообразие информации в гаджетах, казалось бы, должны формировать привычку быстро усваивать её, но вы говорите, что эффект обратный: дети не могут сконцентрироваться, запоминать.

- Быстрый поток информации приводит к тому, что мозг перегружается. И ребёнок учится не воспринимать информацию. Он вроде бы слушает, но пропускает мимо ушей. И родители часто говорят, что одно и то же приходится 15 раз повторять. А это защитная реакция мозга. Причём натренированная.

- Получается, вместо того чтобы развивать, гаджеты, наоборот, тренируют отключение внимания. Ребёнок привыкает быть невнимательным, поверхностным, ни во что не углубляться?

- Да, это называется клиповое мышление. Растёт целое поколение с таким мышлением. И дальше - больше. Раньше хотя бы гаджеты не разрешали давать детям с собой в детские сады. Сейчас можно, дети и там «зависают».

- И воспитателю удобнее. Группы переполненные, детей много. А тут все сидят смирно. Никто не бегает, не мешает. В США недавно провели исследования и выяснили, что с каждым годом всё больше детей поступает в школу, имея отставание в развитии.

- Примерно такие же тенденции у нас. Я много лет проводила в детсадах диагностику готовности детей к школе. Мы исследовали одни и те же показатели в начале года и в конце: развитие у выпускников детсадов внимания, памяти, мышления и умения себя контролировать. С каждым годом результаты ухудшались. Это происходит на фоне снижения двигательной активности и увеличения использования гаджетов.

- А как же ещё одна тенденция развивать своих детей, отдавать их в многочисленные развивающие центры?

- У нас в Ставрополе я знаю только один развивающий центр, где занятия по развитию интеллекта основаны на движении. Когда задействованы обе части тела, сигнал легко переходит из одного полушария в другое. Чем меньше такого движения, тем хуже работает мозг. Это подтверждают и исследования о том, представители какой профессии менее всего подвержены деменции. Было обнаружено, что не болеют этим недугом жонглёры. Потому что они постоянно тренируют межполушарное взаимодействие.

- Если вернуться к гаджетам, понятно, что нужно ограничивать их использование детьми. Как это правильно делать? Запреты могут усилить интерес и испортить отношения. Что посоветуете родителям?

- Если честно, я не сторонник контроля и запретов. Я за то, чтобы создавать ребёнку такую среду, чтобы ему было неинтересно подолгу «сидеть» в гаджетах. К ним приучаем детей мы, взрослые. Хочется тишины - дали планшет, телефон, включили телевизор. У многих он вообще работает постоянно.

У меня дома телевизора нет. Двое моих детей - целыми днями на улице (у нас частный дом). Надо создавать развивающую среду, приучать детей лепить, собирать конструктор, играть на улице. Это дело привычки. Как и сидеть в гаджетах. Образ жизни. И от нас зависит, каким он будет у наших детей.