Ибрагим Мадаев - единственный первоклассник в школе №21 станицы Новоекатериновской Кочубеевского округа. Такое случается то в одной, то в другой малокомплектной школе, которых на Ставрополье около 150. Почему учеников там встречают с особым радушием - в материале stav.aif.ru.
К линейке готов
Ибрагим с нетерпением ждал первого сентября. Примерял портфель, который ему подарили ещё в начале лета, и школьную форму. Особенно восхищался галстуком - почти как у папы.
«Жаль, друзей в классе не будет, но я буду хорошо учиться», - обещал он.
Мальчик уже умеет читать, считать и немного писать печатными буквами. Выучил стихотворение для торжественной линейки.
У него будет три урока по основным предметам - математике, русскому, чтению. На технологии, музыке, физкультуре будет заниматься с ребятами из четвёртого класса.
Ибрагим помогает родителям по хозяйству, поит птицу, рвёт траву в огороде. Любит ремонтировать технику - у папы есть собственный трактор с прицепом и мотоцикл. Но стать мечтает не техником, а… поваром.
Его мама Марха родилась в Чечне, недалеко от Грозного, а отец Джабраил вырос в ставропольской станице и ходил с братьями и сёстрами в ту же школу, куда теперь поступает сын.
Меньше душ - меньше денег
В этом году в Новоекатериновской за парты сядут 43 ученика. В начальной школе по неосновным предметам ребят объединяют в два класса-комплекта разных возрастов. В среднем и старшем звене каждый класс занимается отдельно, даже если в нём один ученик, как было с единственным девятиклассником, выпущенным в этом году.
Чем меньше детей, тем меньше денег выделяется учебному заведению - так работает система подушевого финансирования. Отсюда проблемы с приобретением оборудования, ремонтом и прочим.
«Несмотря на это, школа находится в хорошем состоянии и принята комиссией округа. Что-то делается своими силами, где-то помогают родители. Кроме того, нас внесли в программу капитального ремонта на 2025 год, - говорит директор школы Лариса Балмакова. - В прошлом году у нас был первый опыт работы в цифровой среде. Возникающие трудности мы надеемся преодолеть в ближайшее время».
Недавно власти приняли решение выделить школе средства на замену дверей на эвакуационных выходах, и директор этому очень рада.
Но финансы, по её словам, не главная проблема. На плечи 14 педагогов ложатся обязанности, которые в больших школах распределены на коллективы численностью 40-50 человек.
Вся надежда - на выпускников
Половина педагогов новоекатериновской школы - бывшие её выпускники. Со стороны сложно привлечь кадры в такие маленькие населённые пункты - в станице нет и 500 жителей.
В ауле Карамурзинском того же Кочубеевского округа - около 600 человек. Там костяк учительского состава - местные педагоги 45-55 лет. Летом пришла молодая учительница по истории и обществознанию - выпускница школы, отучившаяся в университете.
Ещё одна молодая учительница истории в этом году пришла в школу № 11 станицы Георгиевской того же округа, она тоже местная жительница, в этом году получившая диплом вуза. Несколько лет историю преподавали ребятам педагоги из других учебных заведений: либо приезжали, либо вели уроки дистанционно.
У СОШ № 11 есть малокомплектный филиал - начальная школа в хуторе Раздольном. Там в первый класс собирался пойти только один местный ученик. Но летом переехала чеченская семья, и теперь первоклассников двое. Всего в филиале будет 14 учеников - это минимум за последние годы. Когда-то в Раздольном учили до девятого класса. А потом возник дефицит учителей-предметников, и остались только 1-4 классы. С пятого - ребят возят в станицу Георгиевскую.
«Возможно, в экономическом плане содержать такие школы и нерентабельно, но маленьким детям ездить каждый день за 12-14 километров тяжело. Зимой хутора бывает так заметает, что мы и привезти их не можем, - рассказывает директор СОШ№ 11 Юлианна Узденова. - Да и жители хутора предпочитают, чтобы дети учились на месте».
Точка зрения
Директор малокомплектной школы СОШ №11 села Белые Копани Апанасенковского округа Светлана Кишикова:
«Каждый год над нами нависает угроза закрытия. В прошлом году у нас учились 52 ребёнка, в этом будет всего лишь 43. В первый класс пойдут двое. Девятого класса не будет - нет учеников. Рождаемость в селе падает. Так как рабочих мест нет, молодёжь переезжает в город. Нет также дополнительных возможностей для развития детей - спортивных, музыкальных, художественных школ.
Мы надеемся, что даже при малом количестве детей нам позволят работать. Всё-таки школа - это градообразующее предприятие, закрыть её - значит, обречь село на гибель.
Обучение в малокомплектной школе имеет и свои плюсы. Когда мало детей, каждый из них у учителей на виду. Фактически идёт индивидуальное обучение и более глубокая подготовка по всем предметам. Мы замечаем это по результатам контрольных работ и экзаменов. Наши выпускники поступают в престижные вузы».