Нас учили думать. Мехфак СтГАУ стал стартовой площадкой к успеху

Впервые о династии Шумских на Ставрополье стали говорить, когда сын Александра Алексеевича, Героя Социалистического Труда, Сергей не просто принял на себя бразды правления хозяйством, но доказал право быть руководителем с высокими показателями предприятия.

   
   

Сегодня уже внуки Александра Шумского работают на полях колхоза. Помимо родственных связей, всех их объединяет альма-матер – факультет механизации сельского хозяйства Ставропольского государственного аграрного университета.

Доброе слово наставникам

– В институт я поступил в 1955 году, – вспоминает Александр Алексеевич. – Инженер-механик – это звучало очень серьёзно. Я всегда любил математику, физику. Трудности были только с русским языком, так как наша семья была русско-украинская, и украинская речь накладывала свой отпечаток. Вчетвером после окончания десятилетки приехали поступать на факультет механизации, но приняли на курс только меня одного. Мой товарищ «зарубился» на русском, а мне каким-то чудом удалось сдать этот предмет на тройку. Четырех пятёрок по остальным дисциплинам оказалось достаточно для того, чтобы поступить.

– Мы в те годы не знали таких понятий, как блат или взятка, – продолжает Александр Шумский. – Мы добывали знания, а наши преподаватели помогали нам в этом. Я прекрасно помню всех своих институтских наставников. И каждого из своих преподавателей вспоминаю добрым словом. Вот почему сегодня мне так приятно поздравить родной факультет с юбилеем! Всем преподавателям, сотрудникам, аспирантам и студентам желаю творческих успехов, отличных знаний, умений и навыков, профессиональной и личностной самореализации!

По распределению Александра Алексеевича направили в колхоз имени Чапаева, где он сперва заведовал мастерскими, а уже через полгода назначили главным инженером.

– Я никогда не боялся ответственности, – говорит он. – Надо было работать – я работал.

Следующей стала должность управляющего районной организацией «Сельхозтехника». Чтобы понять, что собой представляла эта мощнейшая структура, достаточно перечислить, что она включала в себя торговую базу, автопарк для перевозок грузов, обменный пункт узлов и агрегатов, ремонтные мастерские, мехотряд. Все грузы для села проходили через «Сельхозтехнику».

   
   

– Очень нужная и важная была структура, – считает Александр Шумский. – Жаль, что её развалили. Если бы создали районные центры технического обслуживания, от этого все только выиграли бы.

Александр Алексеевич убеждён, что «ельцинские мероприятия», как он называет реформы 90-х, серьёзно тормознули село. Став в 1974 году председателем колхоза «Казьминский», он хорошо знает, какими высокими были социальные обязательства хозяйства. К примеру, каждый год нужно было вводить в эксплуатацию 20 новых квартир для колхозников. На средства хозяйства асфальтировали дороги, газифицировали село, строили дом культуры, школу, детский сад. Сейчас такие затраты одному из богатейших колхозов страны уже не по силам.

По мнению руководителя, корень зла – несопоставимая разница цен на сельхозпродукцию и горючее, энергоносители, сельскохозяйственную технику. Однако самая большая ошибка правительства, считает Александр Алексеевич, в том, что нет условий, при которых одинаково выгодно работать как в благоприятных, так и в неблагоприятных природно-климатических зонах.

– Такое впечатление, что кто-то наверху не хочет, чтобы мы накормили Россию, – с горечью отзывается он о нынешней аграрной политике. – Нельзя равнять нас и, к примеру, Левокумский район или Архангельскую область. Чем хуже земля, тем выше должен быть размер безвозмездной дотации от государства.

Личный пример

– Я, конечно, хотел, чтобы сын пошёл по моим стопам и окончил тот же факультет, – говорит Александр Шумский. – Но окончательный выбор сделал он сам.

– Если какое-то влияние отец и оказал на мой выбор, то только своим личным примером, – вступает в разговор Сергей Александрович. – Я ведь в детстве отца практически не видел. Он всё время в работе был. Помню, уже когда сам женился, первый вопрос у жены был: когда будут выходные? А в нашей семье о таком и не знали. Даже на море и то мы с матерью ездили.

В отличие от отца Сергей Шумский в институт поступил уже после армии.

– Не хочу никого обидеть, но наш факультет механизации был самым сложным на то время в институте. Очень много приходилось считать и чертить. До сих пор помню ТММ – теорию машин и механизмов, которую мы расшифровывали не иначе, как «тут моя могила». Но сама эта система заставляла нас думать. К примеру, нас учили не что-то конкретное ремонтировать, а разбираться в причинах поломки, находить проблему и решать её.

О сельскохозяйственной технике Сергей Александрович говорит не просто со знанием дела. Он готов до мельчайших подробностей обсуждать те или иные технические особенности и инженерные решения. Знает об этом не понаслышке – самые современные агрегаты работают на полях хозяйства: машинно-тракторный парк «Казьминского» на Ставрополье аналогов не имеет.

– В начале 90-х годов мы купили три сеялки и первыми в крае посеяли три гектара, не используя ручной труд. Помню, как страшно было, что ничего не получится. На следующий год использовали агрегаты уже на 40 гектарах, потом – на трёхстах. И так по нарастающей.

Умение думать и учиться, заложенное в альма-матер, помогало и помогает председателю всю жизнь.

– Как ни крути, учёба идет постоянно, – продолжает он. – Если кто считает, что он велик и всего достиг, ему нужно идти на пенсию и писать мемуары. Сложность в том, что в сельском хозяйстве ошибки даются очень дорогой ценой. Если «промазал», год приходится ждать для исправления огрехов. Но я считаю, что работать – если работать по-настоящему – везде тяжело.

Сергей Александрович вникает во все тонкости.

– Вы заметили, что выпускники мехфака есть во всех отраслях? Даже главный зоотехник среди них есть, – с улыбкой говорит Сергей Шумский. – Нас учили так, чтобы мы имели крепкую базу не только по прямой специальности, но и по растениеводству и животноводству.

Привычка трудиться

«Казьминский» – семеноводческое хозяйство Краснодарского научно-исследовательского института сельского хозяйства имени Петра Лукьяненко Россельхозакадемии. Главный селекционер НИИ академик Людмила Беспалова не раз восхищалась уровнем технологий, что применяют в «Казьминском». Увидев результаты, которых добивается сельхозпредприятие, она предложила привезти в колхоз все опытные хозяйства на учёбу.

– Каждый год мы что-то меняем в технологиях, – объясняет председатель. – Новые сеялки позволяют всю площадь закрывать качественными посевами. Стационарный протравитель значительно повысил уровень обработки семян. В этом году мы приобрели пневмостол, который ведёт отбор зерна по его удельному весу. То есть техника у нас теперь не хуже, чем на самом современном семенном заводе.

Мелочей в работе не бывает, уверен Сергей Шумский. Как когда-то его отец, он стал личным примером для своего сына Александра, который в этом году оканчивает всё тот же факультет механизации сельского хозяйства. Там же на третий курс переходит сын сестры Елены – Николай Рыбалкин. Оба они не только учатся, но и каждый год садятся за штурвал комбайна. Не потому, что так хотят родители, а потому что так принято в семье, где привычка трудиться у каждого в крови.

– От души поздравляю факультет механизации с 65-летием, – говорит Сергей Александрович. – Желаю преподавателям процветания и успехов в научной и педагогической деятельности, в нелёгком деле воспитания и обучения специалистов, а студентам – трудолюбия и упорства в достижении целей, способных сделать нашу страну прекрасной!

Смотрите также: