Историческая ошибка. Оправдывающие депортацию кавказцев учебники заменят

Вернуться кавказским народам разрешили только после смерти Иосифа Сталина. © / Public Domain

В новых учебниках истории России перепишут абзац о депортированных народах, сообщил один его соавторов Анатолий Торкунов. Разобраться с этим вопросом попросил глава Чечни Рамзан Кадыров. Какую опасность таит в себе современная трактовка событий и есть ли место «болевым точкам» в школьных учебниках?

   
   

Без вины виноватые?

Неоднозначное изложение периода сталинских депортаций отдельных народов СССР в изданных летом учебниках истории вызвало скандал на Северном Кавказе. Председатель парламента Чечни Магомед Даудов заявил, что весь тираж будет изъят в республике, но потом стёр эти слова в своём телеграм-канале. Он оставил лишь критику: по его мнению, для многих этносов трактовка их выселения в восточные районы стала оскорбительной.

Речь идет о фрагменте, в котором говорится, что «на основании фактов сотрудничества с оккупантами карачаевцев, калмыков, чеченцев, ингушей, балкарцев, крымских татар советские власти в 1943-1944 годах решили ликвидировать государственные образования этих народов в СССР и подвергнуть их коллективному наказанию - насильственному переселению в восточные регионы». Дальше в главе отмечается, что в результате действий властей «репрессировали не только бандитов и пособников врага, но и множество безвинных людей».

Причины депортации и сегодня заставляют ученых скрещивать копья. Одни эксперты уверены, что обвинения в пособничестве нацистам не содержат прочной доказательной базы, другие же исследователи находят ее. Но, так или иначе, после поднявшегося скандала главу о депортации решено переписать.

По словам Даудова, «столь же решительно» настроен исправить ошибки и министр просвещения России Сергей Кравцов. Уже создана рабочая группа, включающая глав регионов, народы которых подверглись репрессиям.

Коренным образом менять текст не придётся, заявил один из соавторов, ректор МГИМО Анатолий Торкунов. «Какие-то вставки, изменения там, конечно, будут. Особенно когда речь идёт о современной истории, история продолжается, она же не остановилась на месте», - цитирует его РИА Новости. 

Не корявость, а провокация

С тем, что главу нужно переписать, согласен историк, президент Академии наук Чеченской Республики Шахрудин Гапуров.

   
   

«Не поддается здравому смыслу, как можно огульно обвинять народы в сотрудничестве с немцами, если территория Чечено-Ингушской АССР вообще не была оккупирована ими, - недоумевает историк. - Более того, в 2017 году, учитывая успехи чеченцев и ингушей в борьбе с фашизмом, Грозный указом Президента РФ был объявлен городом воинской славы. И что ж это выходит: у пособников немцев столица носит такой громкий статус?»

Он уверен, что этот параграф непросто коряво написан, а провокационен по своей сути. Ведь история может как прививать молодежи духовные и патриотические ценности, так и быть мощным инструментом для манипуляций.

«Прежде чем печатать подобные учебники, их нужно разослать на обсуждение регионам, чтобы культурная и научная общественность проверила, высказала свои замечания. Как можно воспитывать патриотизм в детях, если, например, на уроке истории в классе, где есть представители разных народов, педагог по этому учебнику рассказывает, мол, вас выслали за то, что сотрудничали с немцами?» - возмущён Шахрудин Гапуров.

Почему не согласовали учебник до издания, не понимает и кандидат исторических наук, чеченский ученый Абдула Бугаев.

«Для историков термин «факт» под собой подразумевает свершившееся и доказанное событие. В учебнике же прямо написано «на основании фактов сотрудничества с оккупантами» и далее идёт перечисление народов, хотя Чечено-Ингушская республика не была оккупирована, за исключением небольшого рабочего городка, который не имел большого стратегического значения. Когда готовятся учебники, особенно затрагивающие «белые пятна» в истории, изначально нужно приглашать представителей научного сообщества регионов, проводить совместные совещания, представлять на изучение проекты, чтобы не было таких проблем и нерациональной траты средств федерального бюджета. Ведь даже по выпущенным пособиям для 10 и 11 классов только у меня накопилось более 10 страниц замечаний. Там много фактических ошибок, недосказанного, неправильно интерпретированного, пропущенного», - замечает ученый.

Без злого умысла?

Историк Игорь Пыхалов, изучавший причины депортации по оригинальным документам, признаёт, что эта тема сама по себе очень болезненна для общества, поэтому и подходить к ней нужно с аккуратностью.

«Это была трагедия для всех. Но надо понимать, что прежняя власть, принимая решения, руководствовалась определенных мотивами, а не злым умыслом, - говорит он. - Депортации следует разделять на несколько групп. С одной стороны, были чисто превентивные меры, когда выселяли тех же советских немцев со всех регионов в качестве меры предосторожности. С другой стороны, ряд народов был выселен в качестве наказания за проступки отдельных представителей. По совести, нужно индивидуально подходить к каждому случаю, карать только тех, кто совершил злодеяния. Но шла война, стоял вопрос о существовании нашей страны», - не оправдывает, а пытается объяснить действия советской власти Пыхалов.

Эксперт отмечает, что в этом вопросе нельзя ни оскорблять чувства людей, чьи родственники оказались заложниками ситуации, ни трактовать случившееся как «нерациональное злодеяние советской власти». Да и в принципе, считает он, эта тема явно не для школьной программы.

«Эти «чёрные» страницы надо оставить для вузовской программы, где более глубоко и детально изучается история. И конечно, при составлении учебников должны проводиться консультации с представителями разных национальностей, историками», - добавил учёный.


Справка

Учебник «История России» для старших классов издан в 2023 году под редакцией доктора исторических наук, бывшего министра культуры России Владимира Мединского и кандидата исторических наук, ректора МГИМО Анатолия Торкунова. В него добавлены главы о конфликте с Украиной и специальной военной операции.

По словам Мединского, абзац о депортации перекочевал из предыдущих версий учебника и не редактировался.

Телеграм-канал Baza опубликовал новую версию этого фрагмента: «Трагической страницей в истории Великой Отечественной войны стало массовое выселение народов в 1941-1944 гг., в условиях близости фронта и боевых действий, огульно обвинённых ГКО в предательстве. Насильственному переселению (депортации) подверглись 12 народов, которые лишились не только родной земли, но и национально-территориальных автономий, имевшихся у большинства.

В кратчайшие сроки сотни тысяч человек под конвоем высылались на другой конец страны – в Сибирь и Среднюю Азию. Наряду с отдельными отщепенцами и предателями пострадали массы совершенно безвинных и лояльных советской власти людей, в том числе сражавшихся в рядах Красной армии. Переселенцам пришлось пережить много бед и лишений. Справедливость была постепенно восстановлена в 1957-2014 годах. В СССР, а потом в Российской Федерации репрессии в отношении целых народов были осуждены и выработаны меры по их полной реабилитации».

Точка зрения

Учитель истории, репетитор Елена Синицына:

«Раскритикованные фразы никакой опасности в себе не таили. Буквально в прошлом году в стране проводилась экспертиза учебников по поводу того, как в них раскрывается тема патриотизма, нет ли искажений в изложении материла, сложных формулировок, не соответствующих возрасту детей.

В рабочей группе были не только преподающие в школах учителя, но и педагоги с ученой степенью. Нам с коллегами каждому выдавалось несколько учебников для ознакомления, к которым прилагалась таблица с критериями, по которым мы должны были их оценить.

Посыл о патриотизме и сплочении национальностей как никогда отчетливо прослеживается в школьной программе, и ни о каком раскачивании лодки речи не идёт.

Проверялись не только учебники по истории, но и по литературе, географии, прочим предметам. И мы проверяли, как они помогают хранить историческую память, воспитывать уважение к ветеранам ВОВ, отражают ли вклад российских деятелей науки и культуры в мировое развитие, формируют ли гражданскую идентичность. Отдельным критерием был пункт о бережном отношении к традициям многонационального народа РФ».


Комментарий

Эксперт по полиграфии Владимир Бочков:

«Заменить страницу в книге с многомиллионным тиражом практически нереально. Все существующие сейчас переплётные варианты не предполагают автоматической замены страниц. Можно одну тетрадь в переплёте поменять, но и для этого надо расшивать, перепечатывать, сшивать. Можно вырезать и вклеить одну страницу - но только кустарным способом. Коллектив мастеров может это быстро сделать, если речь о 100 экземплярах. Но если их миллионы, проще переиздать всю книгу.

Хотя это тоже недёшево. При самой минимальной себестоимости в 40 рублей за учебник, понадобится 40 миллионов на 1 миллион экземпляров».