Балы и баллы. Ставропольские выпускники сдали ЕГЭ и попрощались со школой

Марина Тимченко / АиФ

Кому «золото»?

На Ставрополье в этом году школу окончили 12800 юношей и девушек. Более полутора тысяч из них получили не только аттестаты, но и медали. «Золото» в копилку своих достижений положили 1043 выпускника, «серебро» - 538.

   
   

В краевом центре, по традиции последних лет, выпускные вечера прошли в самих школах. Раньше все одиннадцатиклассники города к утру собирались на Крепостной горе встречать рассвет. Но после нескольких трагических инцидентов на ночных гуляниях поставили крест. Сегодня ученики прощаются со школой на трезвую голову под присмотром учителей и родителей в стенах своих альма-матер.

Планку понизили

Между тем в органах образования продолжают анализировать результаты госэкзаменов. Мы уже рассказывали о беспрецедентных мерах контроля, которые ввёл в этом году Рособрнадзор. Усилия увенчались успехом. Оригинальных контрольно-измерительных материалов до экзаменов в интернет никому слить не удалось, соответственно и ответов на вопросы не было. Точнее, они были, но не подходящие - мошенники хорошо погрели руки на страхе выпускников перед экзаменом. Подростки классами сбрасывались и покупали ответы, но тех, кто действительно на них рассчитывал, ждал неприятный сюрприз. Списать со шпаргалок или с телефона тоже было проблематично.

Экзамен получился честным, а результаты - шокирующими. Стали очевидны два очень неприятных факта. Первый: в прошлом году списывание было массовым. Второй: уровень знаний – удручающий. По основным предметам – русскому и математике, от которых зависит получение аттестата, – пороговые значения баллов пришлось существенно снизить. Минимум по русскому опустился с 36 баллов до 24, по математике – с 24 до 20.

Чем честнее – тем хуже

Средние баллы снизились везде. Наиболее заметно – в республиках Северного Кавказа. Напомним, в прошлом году округ оказался лидером по количеству нарушений. Выпускники с Кавказа, плохо владеющие русским языком, но имеющие сто баллов в сертификате ЕГЭ, стали притчей во языцех.

Хотя по отношению к Чечне эти утверждения не вполне справедливы. Выпускники республики и в прошлом году показывали одни из худших результатов по стране, что косвенно может свидетельствовать об относительной чистоте процедуры.    
   

Эта экзаменационная кампания показала ещё более печальную статистику. Даже с учётом рухнувших порогов с экзаменом по русскому не справились 22,5% чеченских выпускников, математика оказалась непосильна для 15,9%. Литературу «завалили» 32% чеченских школьников, географию – 57%, физику – 42,4%, иностранные языки – 51%. Директоров трёх школ, где зафиксировали подобные нарушения, уволили.

Горячая точка

Но самые, пожалуй, драматичные события разворачивались в Дагестане. Накал страстей в республике, ставшей в предыдущие годы меккой ЕГЭ-туризма, достиг красной зоны ещё до старта экзаменационной кампании.

- Мы практически на 100 процентов поменяли состав председателей предметных комиссий, на 70% - уполномоченных представителей, на 50% - руководителей пунктов проведения экзаменов. Мы попытались очистить эту развращённую среду, - заявил глава Дагестана Рамазан Абдулатипов. – Ребята, которые хорошо учились, довольны.

Уже после старта кампании пришлось закрыть несколько пунктов приёма экзаменов, где не удавалось обеспечить честную процедуру. Родители и другие сочувствующие пытались проникнуть в классы через окна и двери, чтобы помочь выпускникам. И некоторым это удавалось. Количество аннулированных работ на каждом ЕГЭ исчислялось десятками. Уполномоченным угрожали, наблюдателей пытались подкупить.

Словом, было жарко. Но в итоге глава Рособрнадзора Сергей Кравцов заявил, что на Северном Кавказе экзамен прошёл максимально честно.

Не дождались

Выпускники ждали от Кравцова и других заявлений. Например, о снижении порога по экзаменам по выбору: сдали-то плохо не только русский и математику, но и другие дисциплины. А также о снижении минимальных баллов, необходимых для участия в конкурсе на поступление в вузы. Но Рособрнадзор принял решение оставить и то, и другое на прошлогоднем уровне. Аттестат – пожалуйста. А места в вузах – только для тех, кто хоть что-то знает.

Многие вузы в условиях демографической ямы боятся недобрать студентов. Но опускать планку ниже установленного Рособрнадзором порога не имеют права.

Скажется ли позиция Рособрнадзора на наполняемости университетских аудиторий – покажут ближайшие месяцы. Приёмная кампания стартовала.

Мнение выпускника
Вероника Белевцева, выпускница­-2014 (Ставрополь): Впервые услышала о ЕГЭ классе в восьмом. Нас тогда уже начали целенаправленно готовить к этому испытанию. Настраивали на неудачу все три года. Я шла на экзамен с полным ощущением грядущего провала. До первого «пробника» у меня было убеждение, что я не сдам. Хотя училась всегда нормально. Проблемы были только с математикой. Когда начался учебный год, плотно занялась предметами, по которым собиралась сдавать ЕГЭ. Это – русский, литература, история. Репетиторы – дорогое удовольствие, решила готовиться сама. Каждый вечер ­ за книжки, и учить, учить, учить. За девять месяцев восполнила многие пробелы в знаниях. Равномерно занималась по всем трём предметам – примерно по часу на каждый. В сумме по три часа в день. Ну, и в школе много давали, очень хорошо натаскали на русский язык, на сочинение. Хорошо подготовиться оказалось посильной задачей. Когда сдала первый пробный, поняла, что всё не так страшно. Больше нагнетали ­ камеры, металлоискатели, проверки... Зато благодаря такому жёсткому контролю экзамен прошёл намного честнее, чем в прошлом году. Те, кто полагался только на свои знания, выиграли. После пробных работ я уже перестала бояться. Результаты меня вполне устроили. На реальном ЕГЭ удалось ещё больше заработать. И главное ­ не возникало ощущения, что если напишешь плохо ­ это конец. В аудиториях была очень хорошая атмосфера. Небольшая тряска из­за камер и рамок, конечно, присутствовала, особенно поначалу. Когда сдавали литературу, у нас в аудитории камера щелкнула и вспышка сработала, было страшновато. Но дальше всё шло нормально. Меры безопасности не очень напрягают. Если, конечно, сдавать честно. Главное – знания. Без них на экзамене делать нечего.

Уберите порог – отдайте аттестаты!

Любовь Бутенко, учитель русского языка и литературы лицея № 14 (Ставрополь), заслуженный учитель РФ, «Учитель года Ставрополья – 2006», эксперт государственной экзаменационной комиссии:

­ Учу детей русскому языку и литературе уже 40 лет. С ЕГЭ начала работать с 2007 года. Считаю, что из всех видов экзамена, что мне встречались, он самый лучший. Позволяет одномоментно проверить весь объём знаний по предмету в целом. Это давно уже не угадайка. Вероятность получить объективный результат гораздо выше, чем при обычном экзамене.

Да, вначале было сложно, в первую очередь ­ нам, учителям. Но постепенно знания выстроились в такую систему, которой никогда раньше не было. Педагоги стали на две головы выше.

Кто критикует ЕГЭ? В основном ­ родители. Они уже забыли, как сами тряслись когда­то у входа в класс, боялись заходить, брать билет. Точно так же волновались, как сейчас волнуются их дети.

Я вижу  в ЕГЭ только один недостаток – этот пресловутый порог. На мой взгляд, его не понижать надо, а вообще отменить. Ведь баллы всё равно не идут в аттестат, а нужны только для поступления в вуз.  Получил низкие баллы – вот тебе аттестат и иди осваивай рабочие профессии.

Настораживает направление, в котором сейчас эволюционирует школьное образование. Заданный реформами тренд  сужает, на мой взгляд, интеллектуальный ресурс, который закладывается в школе и должен выстреливать самым непредвиденным образом. А сейчас своим потенциальным Эйнштейнам мы зачастую говорим: не хочешь учить физику – не учи, она тебе не нужна для поступления, не хочешь читать Достоевского – не надо. На выходе подрезаем молодёжи крылья, чтобы не замахивались, далеко не улетали. Но мы обязаны готовить их к полёту. Мы должны работать на широкий многогранный уровень образования.

Сейчас мы скорее нацелены на то, чтобы дать сумму аккуратно уложенных в голову знаний, необходимых для поступления в вуз. Вытесняем из программы то, что всегда было нашим брендом – русскую классическую литературу, русский язык. В 11­м классе у нас русского ­ один час в неделю. Методика говорит: при таком объёме ­ только недифференцированный зачёт, а у нас ­ федеральный экзамен.

Причём экзамен постоянно меняющийся. Только приноровились, его снова собираются трансформировать – возвращают сочинение. Снова кот в мешке. Опять начнём ошибаться, закрывать глаза на списывание, снова появятся сборники «300 золотых сочинений», и остановить это будет невозможно.

Мне кажется, самое правильное сейчас – закрыть эту тему, забыть про сочинение. И держать ту строгость, с которой проводили нынешний ЕГЭ. Проблемы снимутся.  У меня в этом году было два выпускных класса. И когда стало известно, что контроль будет жёстким, дети сели за книжки и стали учить. 

Смотрите также: