Батюшку знают все. Церковь в селах Ставрополья становится ближе к людям

фото предоставлено Евгением Пиперковым / Из личного архива

В храме Успения Пресвятой Богородицы села Кочубеевского Ставропольского края собирают помощь для переселенцев из зоны боевых действий на Украине. Посылки с продуктами, вещами, медикаментами и денежными средствами уже дважды отвозили в Ростовскую область на границу с Украиной.

   
   

О том, как храм стал центром гуманитарной помощи и с какими тревогами сегодня приходят туда прихожане, рассказал отец Евгений ПИПЕРКОВ, его настоятель.

Помощь и молитва

– Это была ваша идея – собирать пожертвования для переселенцев?

– В селе много активных, неравнодушных людей. Они сами пришли к нам с желанием помочь. Мы помогли организовать сбор пожертвований: сделали объявления, выделили место, нашли транспорт. По благословению митрополита Ставропольского и Невинномысского Кирилла состоялось совещание благочинных епархии, на котором решался вопрос оказания помощи беженцам из Украины и их размещения. Составлены списки тех, кто готов принять обездоленных. Условия разные – у кого-то просто есть свободная комната. Другие могут присмотреть за детьми. Есть люди с медицинскими навыками, опытом ухода за тяжелобольными людьми. Церковь всех объединила. 

– Есть среди ваших прихожан те, кто просит благословения поехать помогать на границу в лагеря МЧС или, может быть, в зону боевых действий?

– Многие приходят в церковь с печалью, со слезами. У каждого второго жителя села есть родные или друзья на Украине. Но никто не приходил и не просил: «Благословите, я поеду воевать». Церковь на это не благословит. Наоборот, нужно молиться о мире. Любой священник должен призывать, прежде всего, к миру, любви, молитве и помощи тем, кто попал в беду. Причём не важно, кто какой веры, национальности или политических взглядов. Беда у всех одна. Если кто-то испросит у меня благословения ехать помогать в лагерь беженцев – благословлю. Это дело доброе, благое. Но таких просьб ещё не было.

Вместе с народом

– В одной из ставропольских станиц мне рассказывали, что когда казаки пришли осваивать эти земли, первым делом начали строить храм. И он был фактически центром станицы, центром объединения людей.

   
   

Досье
Протоиерей Евгений Пиперков родился в 1974 году в Новоалександровске. Женат, трое детей. По первому образованию – ветврач. Занимался бизнесом, но недолго. В 1998 году поступил в духовную семинарию. С 2001 года – настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы села Кочубеевского. С 2012 года – благочинный Ольгинского округа православных церквей Кочубеевского района.
– О своём селе скажу вам так: в переписи 2002 года 95% жителей села на вопрос о вероисповедании ответили, что они православные. Есть в Кочубеевском люди воцерковлённые. Другие могут не посещать регулярно церковь, не совершать обряды, но всё равно в душе чувствовать свою сопричастность православию.

Мы стараемся служить так, чтобы храм и сегодня имел центральное значение. Например, был центром тех же социальных инициатив (сбор гуманитарной помощи – не единственный пример). Но в чём храм должен быть центром? Центром духовной жизни – да. Центром культурной жизни – отчасти. Прошли те времена, когда мы «закрывались» в церковной ограде. Мы сейчас идём в мир: в школы, больницы, колонии (в селе их две). Приход участвует во всех культурных событиях. Поэтому в чём-то он становится центром, в чём-то сотрудником, соратником.

– Как вы думаете, в сёлах люди ближе к церкви? Приведу пример: я, как жительница города, порой слышу негативные отзывы об участии церкви, например, в образовании, в светских праздниках.

– По моему мнению, на селе между людьми всё же более тесные, более теплые, братские отношения, чем в городе, а значит, и больше доверия, открытости. Сельский настоятель – такой же местный житель, он вместе с народом празднует, участвует во всех важных событиях, со многими дружит. Молодёжь, с которой я знакомился в начале служения, уже создаёт свои семьи. Многие родили детей, крестили их у нас, приводят на службы. Эти люди видели от церкви только хорошее. Так чем они должны быть недовольны? Личное общение очень важно. Когда прихожу на собрание в школу, в классе почти каждого ученика по имени знаю. И меня все знают.

– В школе часто бываете?

– Да, конечно. Когда только начинал служение, бывало, ловил на себе взгляды «наискосочек», зачем, мол, батюшка пришёл? А сейчас захожу в школу – дети подбегают радостные: «Ой, батюшка, здрасьте!». Никто из педагогов, родителей или детей не удивится, если священник будет в школе на первом звонке или на выпускном. Бывает, задают вопросы о том, зачем детей учат «основам православной культуры», не понимая, что в общеобразовательной школе преподают не Закон Божий, а культурологический предмет. Историю и культуру православия, которая неотъемлемо связана, кто бы что ни говорил, с историей нашей страны.

Родители – главные

– Образование у многих школой не кончается. Хочется хорошо сдать ЕГЭ, поступить в вуз. Прихожане просят помолиться за детей, чтобы под-
держать их во время экзаменов?

– У нас и во многих других приходах есть такая традиция: перед началом учебного года и перед экзаменами мы служим молебны на «вразумление отроков». Есть ребята, которые перед экзаменом исповедуются и причащаются, и для них это очень важно. Порой мамочки приходят, говорят: чадо сдаёт ЕГЭ, а я места себе не найду, что мне сделать? У меня для них один ответ – молитва.

– Обращались ли к вам с просьбой наставить на путь и помочь выбрать профессию?

– Нет, обычно приходят с готовым решением и просят благословить выбор. И это правильно. Главное, к чему душа лежит у самого ребёнка, и я это знать, конечно, не могу – так какой из меня советчик? Большинство выпускников советуется в первую очередь с родителями. Бывает, просят благословения поступать в военные училища. Потому что понимают, что профессия потенциально связана с опасностью для жизни.

– Родители мечтают, чтобы дети интересовались учёбой, развивались. Но порой молодёжь больше увлекает общение в социальных сетях и компьютерные игры.

– В нашей жизни всё может быть во благо и на погибель. И компьютер тоже. На нём можно учиться, а можно впустую тратить время. Доброе воспитание и молитва – вот, что я бы посоветовал в такой ситуации. Родители должны понимать, что семья для ребёнка – главный социальный институт. Малыша с раннего детства нужно всё время занимать делом, а не «подсаживать» на игрушки. Чем занять? Выбор тоже за родителями. Хотите – воскресная школа, хотите – стадион, спортзал. Туризм, семейные прогулки, сказки на ночь. Церковь тут помощница и соратница, как и школа. Но главная роль – у семьи, от этого никуда не денешься.

Смотрите также: