«Объединяет зов крови». Новый атаман терцев - о самоопределении и госслужбе

Новыми полномочиями Виталия Кузнецова наделили на казачьем круге во Владикавказе © / пресс-служба главы и правительства Северной Осетии

В конце августа казаки Терского войскового казачьего общества (ТВКО) на круге во Владикавказе избрали нового атамана. Им стал заместитель командира авиационной воинской части специального назначения СКО Росгвардии Виталий Кузнецов. Потомственный терский казак, подполковник, ветеран боевых действий рассказал «АиФ-СК», что думает о современном казачестве и чем будет заниматься на атаманском посту.

Досье
Виталий Кузнецов. Родился 19 мая 1980 года в городе Сумгаите, Республика Азербайджан, по месту службы отца, в военном гарнизоне. Получил военное авиационное, а также высшее экономическое и высшее юридическое образование. В ТВКО - с 2006 года. Женат, воспитывает дочь.
   
   

В дружину - через фильтр

Светлана Болотникова, «АиФ-Северный Кавказ»: На недавнем заседании комиссии по делам казачества при полпреде в СКФО Юрий Чайка поставил вам как новому атаману задачу вернуть прежнюю славу Терскому казачьему войску. Это возможно в наше время?

Виталий Кузнецов: В «Стратегии государственной политики в отношении российского казачества» приоритетом названо его участие в укреплении обороны страны и госбезопасности. Госслужба - одно из главных направлений работы Терского казачьего войска. Почти 75% терских казаков взяли на себя обязательства по несению государственной службы, но задействована лишь десятая часть войскового потенциала.

- В чём состоит сейчас казачья служба?

- На Ставрополье действует окружная казачья дружина. Это более 300 казаков, которые служат на платной основе. Они обеспечены обмундированием и застрахованы.

- Возможно ли, на ваш взгляд, создание казачьих дружин в республиках СКФО, где также есть подразделения войска? Дружинники ведь негативно воспринимаются местным населением.

- В остальных субъектах Северного Кавказа условий для создания казачьих дружин на платной основе нет. Но по поводу восприятия местным населением не соглашусь. Многие относятся к ним положительно, особенно в сельской местности, где на несколько населённых пунктов один участковый. Казаки там - большое подспорье правоохранительным органам. Они обеспечивают безопасность на массовых мероприятиях, участвуют в поисковых операциях, когда пропадают дети. Неоднократно казаки помогали задерживать опасных преступников.    
   

Сетевые страшилки про казаков-дружинников, которые якобы хлещут всех без разбора нагайками - это искажение действительности. Не спорю, эксцессы бывают, но с каждым таким случаем разбираются. Чтобы работать в дружине, казаки проходят серьёзные фильтры.

Сословий нет, но есть память о предках

- Полпред на заседании назвал себя потомственным казаком, но при этом упомянул, что он неравнодушен к судьбе казачьего сословия. Сословий ведь сейчас нет. Так кто такие казаки в наше время, на ваш взгляд? Как относитесь к мнению, что это один из народов России?

- На мой взгляд, в истории России был период, когда государство - Российская империя - встроило казачество в сословную систему. Но казаки существовали и до того. Сегодня сословий нет, а люди, которые чувствуют зов крови, до сих пор существуют и самоопределяются как казаки. Вопрос - отдельный народ ли казачество или субэтнос русского народа - очень непростой, на него сегодня нет ответа даже у учёных. Я казак по крови и уверен, что память о предках всегда будет нас объединять.

- Вы были заместителем атамана войска в 2008-2012 годах. Какие перемены в настроениях казаков произошли? Сохраняется ли противостояние между родовым и реестровым казачеством?

- Мне кажется, что настроения людей, преданных казачьей идее, не меняются. Наверное, главное, что произошло, - это осознание того, что делить нам особо нечего. И в реестре есть родовые казаки. Реестр - просто хороший и удобный механизм, созданный государством для решения многих задач. У него есть несовершенства, но всё поправимо.

- На заседании с полпредом вы затрагивали законодательные проблемы казачьего войска. Если казаки - это народ, то нужны ли им отдельные законы? А если это силовая структура, то могут ли в неё входить представители других национальностей?

- Единого мнения, народ ли это, у учёных нет, понятно, что все народы нашей страны равны, все мы граждане России и живём в едином правовом поле. Но и нельзя такое сложное явление, как казачество, относить к силовой структуре, сужая рамки этого феномена. «Входить в казачество» - неверное выражение. Вы можете войти в некоммерческую организацию, которыми юридически являются казачьи общества. Но зачем вам это, если вы не определяете себя как казак, казачка? Если вы не чувствуете принадлежность к этой культуре? Вы же не пойдёте в национально-культурную организацию, диаспору, к которой не принадлежите? Да, наверное, сегодня нет (ну, или очень мало) людей с исключительно казачьими корнями, особенно на многонациональном Кавказе. Но есть внутреннее понимание, кто ты.

- Что даёт закон о казачестве на Ставрополье и есть ли подобный в республиках СКФО?

- Этот закон определяет сферы деятельности казаков в крае. Есть также краевой закон «О привлечении членов казачьих обществ к государственной службе» и другие. Когда есть закон - есть порядок. На территории других субъектов СКФО законодательной базы не хватает, чтобы в полной мере выполнять задачи «Стратегии государственной политики в отношении российского казачества». Только в Северной Осетии-Алании принят закон «О государственной поддержке казачьих обществ».

Пашут, чтобы воспитывать

- С какими ещё проблемами сталкиваются казаки сейчас?

- Одним из первостепенных остаётся вопрос экономического развития казачьих обществ. Для этого нужна земля - основа сельскохозяйственного производства.

- Экономическая деятельность казачьих обществ зачастую состоит в том, что они берут землю в аренду и сдают в субаренду. На что расходуются полученные средства? Кто и как их контролирует?

- Никто уже не сдаёт землю в субаренду. Такая проблема была, потому что у НКО, которыми являются казачьи общества, не было возможности взять сельхозтехнику в лизинг, чтобы обрабатывать самим. Сейчас они кооперируются с сельхозпроизводителями и собираются создавать собственные машинно-тракторные станции.

Прибыль идёт на уставные цели: создание казачьих кадетских классов, военно-патриотических и спортивных клубов, на поддержку фольклорных ансамблей, строительство православных храмов, создание этнографических подворий, на проведение патриотических мероприятий. Решения, куда направить средства, принимают казачьи круги, а расходы контролируют контрольно-ревизионные комиссии обществ.

- Что происходит сейчас с казачьим образованием? Востребованы ли казачьи классы?

- Развитие непрерывной системы казачьего кадетского образования - одна из наших главных задач, когда воспитание молодого поколения начинается в казачьих классах и продолжается в казачьих кадетских корпусах и вузах. Такая система нужна, потому что на неё есть стойкий запрос родителей. Никого насильно в кадетские казачьи классы не тянут, всё добровольно. И раз такие классы набираются, это о чем-то говорит?

- Каковы перспективы создания казачьего кадетского корпуса на КМВ?

- Терскому казачьему войску нужен полноценный войсковой казачий кадетский корпус, где могли бы учиться казачата со всего СКФО. Увы, несмотря на поддержку руководства Ставропольского края, вопрос о его строительстве пока не решён. Для сравнения: в Краснодарском крае действует более шести казачьих кадетских корпусов.

- Может быть, достаточно факультативной работы со школьниками?

- «Факультативной» можете считать военно-патриотическую работу с молодёжью. Воспитанники казачьих клубов достойно служат в элитных частях и подразделениях Российской армии, поступают в военные вузы. Ставропольский край много лет в лидерах призыва в армию по России, и в этом есть большая заслуга казаков. Ребятам из казачьих клубов не страшно, а престижно идти служить.

Я считаю, что для дальнейшего военно-патриотического воспитания, повышения престижа государственной службы необходимо вместе с Минобороны ежегодно проводить масштабные военно-полевые сборы в каждом окружном казачьем обществе войска, в том числе для допризывной молодежи.

- Кем были ваши предки и почему вы выбрали военную профессию?

- Все мои предки - казаки, проживали и покоятся на исторической земле терского казачества. Мой дед Николай Семёнович Кузнецов прошёл финскую и Великую Отечественную войны, был дважды ранен. Прадеды тоже воевали, не все вернулись домой. В семье и отец, и мать, и брат - офицеры, поэтому мой выбор был очевиден. Я с детства профессионально занимался лёгкой атлетикой в юношеской школе олимпийского резерва, затем различными видами единоборств. Окончил военный авиационный университет и отправился служить по распределению.

- Как будете совмещать воинскую службу с обязанностями атамана?

- Совмещать не придётся. Я нахожусь на завершающей стадии увольнения из Росгвардии.

Впервые статья была опубликована 10 октября 2020 года.