Гений светописи: 150 лет назад родился знаменитый фотограф Григорий Раев

150 лет назад, 30 ноября, родился знаменитый русский фотограф Григорий Раев.

   
   

Первое, что видит Шурочка, просыпаясь ранним утром, – висящая на стене загадочная фотография: на плоской скале – человек в длинном плаще и шапке. Он отвернулся от девочки и смотрит вдаль – на двуглавый Эльбрус. Шура уже знает, как называется эта гора – в хорошую погоду её снежные шапки видны из дома в маленьком селе, где она родилась.

Фото из детства

В 1960-е Александра работала в пятигорском музее «Домик Лермонтова». Увидев в запасниках этот снимок, обрадовалась ему, словно старому другу. Так и есть – фотография Эльбруса – друг детства. Но тогда она не знала, что это один из лучших пейзажных снимков знаменитого фотографа Григория Раева, а человек, закутанный в бурку, стоит на горе Бермамыт: «Сколько раз в разное время и с разных точек Раев любовался Эльбрусом, пока не нашёл единственно верное место, откуда можно было сделать этот фотошедевр!»

Десятки тысяч снимков – богатейшее наследие фотографа – разбросаны по музеям и архивам в России и за рубежом. В пятнадцать он сделал свой первый снимок и потом не расставался с фотоаппаратом 80 лет. Тогда, в конце 70-х годов XIX века, фотографию называли «светописью», и Гриша Раев владел игрой теней и света, образов и фона, словно маг. В его исполнении застывшая картинка обретала внутреннюю глубину и манящую привлекательность.

Карачаевцы. Праздник в Тебердинском ауле.

ЭТО ИНТЕРЕСНО
Снаряжение Григория Ивановича весило десятки килограммов. Отправляясь в горы, он нередко возил с собой и передвижную фотолабораторию. Говорят, в путешествиях по горам его сопровождал целый караван из 3-4 осликов, нагруженных фотопринадлежностями.

– Если фотографии большого мастера и в наше время волнуют, то во второй половине XIX века они открывали людям неведомый, сказочный мир, – размышляет Изабелла Тер-Габриэлянц, главный хранитель музея «Домик Лермонтова» в 1960-1988 годах. – Обладая редким терпением, Раев мог часами дожидаться единственного нужного ему освещения, чтобы добиться эффекта, так поражающего нас. Он поднимался на скалы, ловя в объектив при сверкнувшем лучике солнца живое облако, плывущее под ним внизу, в тесном ущелье!

Железноводск. Островские ванны. 

Открытка с видом в прошлое

Теберда, Домбай, Военно-Грузинская дорога, Дарьяльское ущелье, Приэльбрусье – множество снимков, разлетевшихся по миру как фотоработы и открытки, представляли величавую и трогательную красоту гор. Глазами Раева мир смотрел на Кавказ, а местные жители видели Англию, Германию, Египет, Персию, Францию, Норвегию.

   
   

КСТАТИ
Раев – автор панорамы Кавказского хребта. Состоит она из 11 кадров, над каждым написано название гор. Эту работу называют «венцом творения» Мастера. Художественное и научное значение панорамы отмечено Русским Географическим Обществом в 1909 году высшей наградой – Большой серебряной медалью («Дали б золотую, да денег у общества мало», ­ написал в воспоминаниях Раев). Его фотошедевры хранятся в Академии наук, Лувре, музеях и частных коллекциях России, Бельгии, Англии, Германии, Египта. Во Франции Раев был удостоен ордена Почётного легиона. А вот в родном Пятигорске городские депутаты не потрудились «пожаловать» земляку даже статус почётного гражданина…

Григорий Иванович, ещё будучи учеником известного фотографа Александра Карловича Энгеля, много путешествовал – поначалу с наставником, которого называл «Мой учитель из Вены». У него Раев получил практическую закалку. Потом проучился в единственной тогда фотографической школе в Мюнхене и с помощью отчима Гудсона, который заменил ему рано умершего отца, обзавёлся собственной фотостудией.

Первое самостоятельное фото Гриша Раев сделал в 1878-м – скромный тихий домик в Пятигорске. Уже став маститым фотохудожником, издал снимок в виде открытки – последнее пристанище Лермонтова. Всё, где прослеживалась связь поэта и Кавказа, волновало фотографа. «Вид Эльбруса» на картине Лермонтова и то самое гениальное фото «Эльбрус с Бермамыта», сделанное в конце XIX века, запечатлены словно с одной точки.

ВИП-галерея

Эта работа Раева была удостоена золотой медали. Свои самые громкие призы он получил на российских и зарубежных выставках за кавказские снимки – всего более 20.

– Он любил рассказывать о своих наградах, охотно показывал их, – вспоминает Изабелла Григорьевна, – они хранились у него дома, на улице Теплосерной, 20, в настенной витрине. Часть из них сегодня – в краеведческом музее, судьба остальных неизвестна.

Ей за 90, она живёт в Москве, живо интересуясь всем, что происходит на её любимых Кавминводах, за которыми десятки лет наблюдал в объектив Григорий Раев. На его снимках столько прелестных курортных уголков, ныне утраченных. Он сохранил для истории самые первые фотовиды городов-курортов, переснимая старые карточки. А сколько знаменитостей позировали ему – Горький, Чехов, Рахманинов, Шаляпин, Собинов, Ярошенко, Мамин-Сибиряк, Пастухов и многие другие! Целая галерея портретов ВИП-персон!

95-й кадр

 Он часами просиживал в скалах, проходил сотни километров, преодолевал опасные перевалы, поднимался на вершины и забирался в пещеры – всё ради нужного ракурса. Обвалы, снежные лавины, камнепады, коварные горные реки – они были к нему благосклонны, позволяя любоваться собой и запечатлевать свою красоту. Поднимаясь на Эльбрус, провалился в щель ледника – уцелел, горы щадили его. Беда настигла у дома – поскользнулся на льду, падение стало роковым. Он умер в 1958-м, отмотав длинную фотоплёнку, оборвавшуюся 95-м кадром…

 …Ту чудную фотографию с видом Эльбруса принесла мама, стараясь украсить скромную комнату.

– Мне было тогда лет пять или шесть, – вспоминает Александра Коваленко, ныне учёный секретарь Ессентукского краеведческого музея. – Война закончилась, жили трудно, как все. Мама, получив, наконец, зарплату, отправилась, скорее всего, на пятигорский рынок. И увидела там очень пожилого человека с великолепными фотоснимками в рамках под стеклом. Кто знает, может в то суровое послевоенное время известный русский фотограф Григорий Иванович Раев продавал свои снимки, чтоб не умереть с голоду…

КОММЕНТАРИЙ
Сергей Савенко, директор Пятигорского краеведческого музея, кандидат исторических наук: «В фотографии Раев был безусловным новатором, но мало кто знает, что Григорий Иванович рисовал. Его акварели – часть юбилейной экспозиции, развернувшейся в рамках большого проекта, посвящённого 110­летию нашего музея, старейшего в регионе. Здесь впервые выставлены редкие портреты, биографические материалы, фотоаппараты мастера. И, конечно, его работы. Они – визитная карточка Кавминвод и в целом Кавказа, более 30% фотографий кавказской тематики, используемых издателями разных лет, это работы Раева. Одна из величайших – открытие памятника Лермонтову в Пятигорске в 1889 году. Он запечатлел все символы региона – многочисленных «орлов», кавказские башни, горные вершины. Григорий Иванович – один из основателей нашего музея, личностью он был уникальной, колоритной, настоящий патриот Кавминвод и Кавказа. До октябрьского переворота Раев был весьма состоятельным человеком, имел несколько фотосалонов и даже аптеку, но каков был его достаток в послевоенное время, мне оценить сложно. В том, что человек продаёт свои работы, нет ничего зазорного, для Григория Ивановича это действительно был источник дохода. Похоронен Раев в Пятигорском некрополе (ныне это памятник истории). Сотрудники нашего музея восстановили ограду и надгробие на его могиле, подсыпали щебнем дорожку к захоронению, а на самом некрополе состоялся на днях большой городской субботник».

Смотрите также: