150 лет назад, 30 ноября, родился знаменитый русский фотограф Григорий Раев.
Первое, что видит Шурочка, просыпаясь ранним утром, – висящая на стене загадочная фотография: на плоской скале – человек в длинном плаще и шапке. Он отвернулся от девочки и смотрит вдаль – на двуглавый Эльбрус. Шура уже знает, как называется эта гора – в хорошую погоду её снежные шапки видны из дома в маленьком селе, где она родилась.
Фото из детства
В 1960-е Александра работала в пятигорском музее «Домик Лермонтова». Увидев в запасниках этот снимок, обрадовалась ему, словно старому другу. Так и есть – фотография Эльбруса – друг детства. Но тогда она не знала, что это один из лучших пейзажных снимков знаменитого фотографа Григория Раева, а человек, закутанный в бурку, стоит на горе Бермамыт: «Сколько раз в разное время и с разных точек Раев любовался Эльбрусом, пока не нашёл единственно верное место, откуда можно было сделать этот фотошедевр!»
Десятки тысяч снимков – богатейшее наследие фотографа – разбросаны по музеям и архивам в России и за рубежом. В пятнадцать он сделал свой первый снимок и потом не расставался с фотоаппаратом 80 лет. Тогда, в конце 70-х годов XIX века, фотографию называли «светописью», и Гриша Раев владел игрой теней и света, образов и фона, словно маг. В его исполнении застывшая картинка обретала внутреннюю глубину и манящую привлекательность.
– Если фотографии большого мастера и в наше время волнуют, то во второй половине XIX века они открывали людям неведомый, сказочный мир, – размышляет Изабелла Тер-Габриэлянц, главный хранитель музея «Домик Лермонтова» в 1960-1988 годах. – Обладая редким терпением, Раев мог часами дожидаться единственного нужного ему освещения, чтобы добиться эффекта, так поражающего нас. Он поднимался на скалы, ловя в объектив при сверкнувшем лучике солнца живое облако, плывущее под ним внизу, в тесном ущелье!
Открытка с видом в прошлое
Теберда, Домбай, Военно-Грузинская дорога, Дарьяльское ущелье, Приэльбрусье – множество снимков, разлетевшихся по миру как фотоработы и открытки, представляли величавую и трогательную красоту гор. Глазами Раева мир смотрел на Кавказ, а местные жители видели Англию, Германию, Египет, Персию, Францию, Норвегию.
Григорий Иванович, ещё будучи учеником известного фотографа Александра Карловича Энгеля, много путешествовал – поначалу с наставником, которого называл «Мой учитель из Вены». У него Раев получил практическую закалку. Потом проучился в единственной тогда фотографической школе в Мюнхене и с помощью отчима Гудсона, который заменил ему рано умершего отца, обзавёлся собственной фотостудией.
Первое самостоятельное фото Гриша Раев сделал в 1878-м – скромный тихий домик в Пятигорске. Уже став маститым фотохудожником, издал снимок в виде открытки – последнее пристанище Лермонтова. Всё, где прослеживалась связь поэта и Кавказа, волновало фотографа. «Вид Эльбруса» на картине Лермонтова и то самое гениальное фото «Эльбрус с Бермамыта», сделанное в конце XIX века, запечатлены словно с одной точки.
ВИП-галерея
Эта работа Раева была удостоена золотой медали. Свои самые громкие призы он получил на российских и зарубежных выставках за кавказские снимки – всего более 20.
– Он любил рассказывать о своих наградах, охотно показывал их, – вспоминает Изабелла Григорьевна, – они хранились у него дома, на улице Теплосерной, 20, в настенной витрине. Часть из них сегодня – в краеведческом музее, судьба остальных неизвестна.
Ей за 90, она живёт в Москве, живо интересуясь всем, что происходит на её любимых Кавминводах, за которыми десятки лет наблюдал в объектив Григорий Раев. На его снимках столько прелестных курортных уголков, ныне утраченных. Он сохранил для истории самые первые фотовиды городов-курортов, переснимая старые карточки. А сколько знаменитостей позировали ему – Горький, Чехов, Рахманинов, Шаляпин, Собинов, Ярошенко, Мамин-Сибиряк, Пастухов и многие другие! Целая галерея портретов ВИП-персон!
95-й кадр
Он часами просиживал в скалах, проходил сотни километров, преодолевал опасные перевалы, поднимался на вершины и забирался в пещеры – всё ради нужного ракурса. Обвалы, снежные лавины, камнепады, коварные горные реки – они были к нему благосклонны, позволяя любоваться собой и запечатлевать свою красоту. Поднимаясь на Эльбрус, провалился в щель ледника – уцелел, горы щадили его. Беда настигла у дома – поскользнулся на льду, падение стало роковым. Он умер в 1958-м, отмотав длинную фотоплёнку, оборвавшуюся 95-м кадром…
…Ту чудную фотографию с видом Эльбруса принесла мама, стараясь украсить скромную комнату.
– Мне было тогда лет пять или шесть, – вспоминает Александра Коваленко, ныне учёный секретарь Ессентукского краеведческого музея. – Война закончилась, жили трудно, как все. Мама, получив, наконец, зарплату, отправилась, скорее всего, на пятигорский рынок. И увидела там очень пожилого человека с великолепными фотоснимками в рамках под стеклом. Кто знает, может в то суровое послевоенное время известный русский фотограф Григорий Иванович Раев продавал свои снимки, чтоб не умереть с голоду…
Смотрите также:
- Запечатлённый Кавказ. Уникальные фотографии рассказывают о прошлом региона →
- Любовь с детства. 110 лет назад родился «отец» ставропольского краеведения →
- Год без Солженицына →