Если друг оказался в ИГ*. Как не стать пособником, покрывая знакомого

Легко попасть под уголовную статью «Несообщение о преступлении», если в твоём окружении есть приверженец террористической идеологии. Он может вербовать или даже просто намекать на связь с запрещёнными и признанными террористическими организациями, такими как ИГ* или «Правый сектор»*. Молчать об этом - равноценно пособничеству.

   
   

Нашлась в списке Росфинмониторинга

Парень из посёлка Новоиргаклинского Степновского округа и не предполагал, что нарушает закон, когда знакомая девушка из Дагестана рассказала ему о своих взглядах на мир. Как он подружился с уроженкой соседней республики, история умалчивает. О самой Айсарат Сатираевой известно, что она в 17 лет ушла из дома в Калининауле Казбековского района. Это было 21 мая 2021 года. Она была укутана в тёмно-фиолетовый хиджаб, надела чёрное платье и чёрные кроссовки. С тех пор её никто не видел.

Однако у полиции появились данные, что девушка связалась с преступниками. Её имя появилось в перечне организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму.

29-летний ставрополец, по версии следствия, об участии Айсарат в вооруженном формировании и террористической организации знал, но не сообщил об этом в полицию. В отношении него возбудили дело по статьей 205.6 «Несообщение о преступлении». Молодому человеку грозит штраф до 100 тысяч или лишение свободы сроком до года.

«Подставил» весь автосервис

В Ставропольском крае это не первый случай, когда люди недооценили имеющиеся сведения в отношении знакомых террористов. В 2021 году правоохранители привлекли к ответственности по статье 205.6 УК РФ целую группу работников автосервиса в краевом центре. К ним частенько заглядывал Левитан Султанов, уроженец Дагестана, которого в декабре 2021 года, как следует из сообщения Южного окружного военного суда, осудили на 12 лет за участие в террористической организации «Исламское государство»* и сбор информации об учреждениях и сотрудниках полиции.

Как установили следователи, Левитан в ноябре 2020 года дал присягу лидеру террористической организации. Вскоре получил задание - передать план расположения объектов МВД России в Ставрополе. Информацию передал.

Суд признал его виновным по части второй статьи 205.5 отправил его на три года в тюрьму, а потом ещё на девять лет в исправительную колонию строгого режима.

   
   

Переписку с террористами, по данным приговоров Ленинского районного суда Ставрополя, Султанов показал двум своим друзьям из автосервиса - автомойщику Магомеду Бабаеву и Юрию Кияшко. Мужчина признался, что состоит в международной организации «Исламское государство»*.

Позже об этом узнали и остальные приятели. Магомед Бабаев рассказал работнику Евгению Найдбайлову и владельцу автосервиса Вартану Мурадову. Евгений обсуждал это и в личном разговоре с Султановым.

Никто из четырёх работников автосервиса не уведомил правоохранителей о противоправной деятельности знакомого. А когда Левитана арестовали, следователи изучили весь круг его знакомых и выяснили, с кем он делился своими тайнами.

В 2021 году Бабаева, Кияшко, Найдбайлова и Мурадова осудили за несообщение о преступлении. Евгению Найдбайлову назначили наказание в виде лишения свободы на четыре месяца условно с испытательным сроком один год. Юрий Кияшко получил штраф в размере 40 000 рублей, Магомед Бабаев - 30 000 рублей, а Вартан Мурадов - 6 тысяч рублей.

За Карелию в ответе

Ещё один ставрополец, Натиг Сафиев, осуждён по ст. 205.6 УК РФ в сентябре прошлого года за переписку с заключённым в колонии в Карелии. Сидящий в местах не столь отдалённых, знакомый похвастался в мессенджере, что вербует сокамерников, склоняя их вступить в организацию, которая решением Верховного суда Российской Федерации признана террористической и запрещена в России.

«Эмиссара» разоблачили сотрудники УФСБ России и возбудили дела по статьям 205.1 «Содействие террористической деятельности» и 205.2 «Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, публичное оправдание терроризма или пропаганда терроризма». Расследуя уголовное дело, обнаружили, что пятигорчанин знал о вербовке, но, как сказано в приговоре Пятигорского городского суда, «исходя из чувства ложного товарищества и ввиду опасения привлечения к уголовной ответственности за общение с данным лицом», не сообщил о противоправной деятельности знакомого.

«В судебном заседании подсудимый Сафиев Н.А. вину признал полностью и пояснил, что понимает предъявленное обвинение и с ним согласен в полном объёме», - говорится в приговоре.

Вердикт по его ходатайству вынесли, ему назначили наказание в виде штрафа в 40 000 рублей.

Рикошетом из Сирии

Привлекали к ответственности за несообщение о терроризме и в прежние годы. Двое жителей Степновского округа в 2018 году были осуждены из-за односельчанина, который в 2015 году уехал в Сирию и воевал против правительственных войск на стороне террористической организации.

Мухамеду Кунтуганову, согласно приговору Степновского районного суда, об этом было хорошо известно. Он созванивался с боевиком, посылал ему сообщения, а в начале 2017 года даже посмотрел видеозапись в Интернете, на которой земляк призывал всех мусульман вступить в ряды террористов и вести «вооружённую борьбу (джихад) на территории Сирийской Республики».

Мухамед обсуждал всё это в мае 2017 года с ещё одним знакомым, однако с правоохранительными органами ценными сведениями не поделился, хотя близким родственником боевика не был.

Кунтуганов полностью признал свою вину, раскаялся и помогал следствию, у него был на иждивении маленький ребёнок. Суд назначил ему штраф в 10 тыс. рублей.

Такую же сумму пришлось заплатить в виде штрафа тому самому знакомому, с которым Мухамед обсуждал преступления террориста, Фазилю Нураеву. Водитель и отец четверых детей был вынужден отвечать по статье 205.6, потому что точно также вёл переговоры по телефону и смотрел ролики с незаконными призывами в Интернете, но не сообщил в органы, где и чем занимается уехавший за границу товарищ. Он осознал свою вину и раскаялся.

В пособниках - молодёжь

Несообщение о терроризме - одна из самых «лёгких» террористических статей. Однако те, кто покрывает товарищей, зачастую идут дальше и помогают им или дальним родственникам, несмотря на их преступную деятельность: дают деньги, покупают продукты, возят на своём транспорте. В этом случае «помощники» становятся пособниками, их привлекают к ответственности по другой статье - 205.1 УК РФ.

Практику Южного окружного военного суда с 2014 по 2018 годы по этой статье проанализировала младший научный сотрудник Южного научного центра РАН Элена Чуклина. Изучив 113 приговоров, она выяснила, что преступления по статье о пособничестве чаще всего совершали мужчины в возрасте от 19 до 40 лет, уроженцы Дагестана и Чеченской Республики. Из 64 осужденных было всего две женщины. Больше всего молодёжи - 40 человек в возрасте от 18 до 30 лет.

Чаще всего преступников находили в Дагестане и Чечне, но родом они были из разных регионов. Так, уроженцев Ставрополья оказалось четверо, трое осуждённых - из Карачаево-Черкесии и Волгоградской области, двое - из Кабардино-Балкарии и Ростовской области, по одному пособнику - из Северной Осетии и Калмыкии.

Среди пособников были и люди с высшим образованием. Таких семь человек. Но большинство преступников со средним общим образованием - 34. Тех, кто окончил только школу, - 11 человек.

Большинство осуждённых - безработные. Среди трудоустроенных были и врачи-педиатры, и инженеры-проектировщики. Почти половина до приговора по статье о пособничестве не имела судимости. Остальные ранее либо незаконно продавали оружие, боеприпасы и взрывчатки, либо занимались оборотом наркотиков, воровством и состояли в незаконных вооружённых формированиях (НВФ).

Все осуждённые наказаны реальными сроками лишения свободы - от 2 до 8 лет.

*«Исламское государство», «Правый сектор» - запрещённые в России террористические организации.


Комментарий

Директор Координационного центра по вопросам формирования у молодежи активной гражданской позиции, предупреждения межнациональных и межконфессиональных конфликтов, противодействия идеологии терроризма и профилактики терроризма СКФУ Анна Багдасарова:

«Несообщение о преступлении террористической направленности- это наказуемые деяния. Вместе с тем не следует отождествлять их.

Человек проходит несколько этапов, прежде чем начинает заниматься террористической деятельностью. Сначала обычно происходит период радикализации, затем приобщение к экстремистской деятельности и лишь потом участие в террористической организации. Таким образом, радикализм и экстремизм предшествуют терроризму.

Экстремизм - это приверженность к крайним, радикальным взглядам, которые касаются общественной жизни. Например, насильственное изменение основ конституционного строя, публичное оправдание террористических действий, публичная пропаганда нацистской атрибутики и символики, призывы к социальной, расовой, национальной, религиозной розни и др.

Об экстремизме и терроризме необходимо говорить, обсуждать причины из возникновения, распространения, чтобы предостеречь людей, в первую очередь молодёжь, от необдуманных поступков.

В вузах профилактика экстремизма и терроризма в молодёжной среде заложена в учебные дисциплины, организуются встречи на дискуссионной площадке «Открытый диалог», на которые приглашаем представителей правоохранительных органов, юристов, лидеров общественного мнения».

Справка

∎ В Госдуму внесли поправки об ужесточении ответственности за терроризм. Наказание за вербовку или вовлечение в совершение террористических преступлений сейчас составляет от 5 до 15 лет, но минимальный порог может вырасти до семи лет. А нижний предел наказания за пособничество увеличится с 10 до 12 лет. Максимально по этой статье можно получить до 20 лет.

∎ По статье 5 УПК РФ близкими родственниками считаются супруги, родители, дети, усыновители, усыновлённые, родные братья и сёстры, дедушка, бабушка, внуки. Они вправе не свидетельствовать против друг друга. Степень родства учитывают суды, когда выносят приговоры по статье 205.6.