Идеальное здание - пирамида. Чьи дома на Кавказе не выдержат землетрясения

«Континент» - последняя высотка в Ставрополе, для которой сейсморасчёты проводились без компьютера. © / Светлана Болотникова / АиФ

После трагедии в Турции с десятками тысяч погибших жители СКФО переживают, выдержат ли такие толчки их дома, ведь почти весь округ - в сейсмоопасной зоне. Насколько надёжны хрущёвки и панельные многоэтажки, stav.aif.ru рассказал руководитель государственного Проектного института Ставропольского края Николай Пашин.

   
   

Риск  - до семи баллов

Анна Учаева, stav.aif.ru: Николай Валентинович, когда при строительстве стали учитывать вероятность землетрясений?

Николай Пашин: Теория сейсмостойкости возникла в начале ХХ века, а первый нормативный документ для строителей (СНиП) появился в СССР в 1962 году. В нём учитывались особенности Северного Кавказа, Камчатки, Сахалина, Алтая и так далее. То есть, всех основных территорий, где есть движение тектонических плит, и, как правило, горы, растущие на их стыке.

Сейсмичность рассчитывается на основе инженерно-геофизических изысканий и может варьироваться в зависимости от грунтовых условий. В зоне 10-балльных землетрясений строить практически запрещено.

В 1962 году потенциальная сейсмичность Ставрополя оценивалась в шесть баллов. В правилах, выпущенных в 1995 году, её повысили уже до семи баллов.

- То есть, ситуация ухудшилась?

- Не думаю. Учёные говорят, что просто выросла точность исследований. К тому же речь идёт лишь о вероятности максимально возможного землетрясения, а вот произойдёт ли оно вообще в ближайшую тысячу лет, неизвестно. Но это тот случай, когда лучше перестраховаться.

   
   

Риск возникновения семибалльного землетрясения на Ставрополье в следующие 50 лет составляет 10%. Однако таких случаев пока не было не то, что полвека назад, но и гораздо раньше. Поэтому нет поводов для паники.

Требования к сейсмостойкости зависят и от грунтовых условий, и от назначения зданий. Для больниц, учебных заведений, сооружений коммунальной инфраструктуры расчётная сейсмичность принимается на 1 балл выше - в запас прочности. Ведь нужно учитывать, что, например,  из больниц эвакуируют маломобильных людей, не готовых физически к такой ситуации. А вот для жилых домов требования сейсмоустойчивости не завышаются – считается, что там люди лучше ориентируются и готовы к эвакуации, нет такого массового скопления.

- Получается, первые сейсмоустойчивые здания появились после 1962 года?

- Скорее, к концу 1960-х годов. Строительная отрасль обычно слегка отстаёт от нормативов. Такие глобальные изменения - дополнительные затраты, обычно стоимость работ и материалов повышается где-то на 30%, деньги ещё нужно найти. Наиболее яркий пример одного из первых сейсмостойких зданий в крае - узел связи в Кисловодске, известный в народе как «дом с часами».

Сейчас в Кисловодске есть дома и выше узла связи. Фото: Администрация Кисловодска

С учётом редакции СНиП 1995 года дома стали возводить со второй половины 2000-х годов. Все здания, построенные до 1995 года, должны выдержать как минимум шесть баллов, после - от семи до девяти. Другое дело, что сейчас государственную экспертизу, которая очень жёстко проверяет соответствие нормам, проходят лишь социально значимые здания: школы, больницы, детсады - то, на что тратятся бюджетные средства. Частные застройщики обращаются к негосударственным экспертам, которые более лояльно оценивают проектную документацию на соответствие сейсмостойкости.

- То есть, у будущих жильцов никакой гарантии безопасности?

- Более лояльно - не значит безответственно, вряд ли кто-то захочет в случае бедствия стать фигурантом уголовного дела. Например, модную сейчас облицовку не из полнотелого кирпича госэкспертиза не пропустит, однако его часто используют застройщики. Эффектно, красиво, но он первый посыплется при землетрясении. Вообще многоэтажные дома из каменной и кирпичной кладки - самые ненадёжные с точки зрения сейсмоустойчивости.

Хрущёвки проигрывают небоскрёбам

- А ведь говорят, что кирпичные хрущёвки намного прочнее нынешних многоэтажек.

- Это миф, и миф вредный! Я вообще не понимаю, почему на Кавказе старая вторичка зачастую стоит дороже, чем современные квартиры. Она проигрывает по многим показателям. Кирпичные дома в сейсмике строго ограничены по этажности - как правило, не больше четырёх. Всё, что сложено из камня и кирпичей без армирования, железобетонных вставок, при землетрясении рухнет в первую очередь. Ещё можно услышать мнение, что при катастрофе как карточные домики сложатся панельные дома. Нет. Если они построены без брака, то лучше выдержат колебания земной коры, нежели их предшественники - хрущёвки. Впрочем, при браке даже самое современное здание не устоит. Это как с бракованными тормозами в автомобиле: они опасны и в полувековой «Волге», и в последней Toyota.

- Какой высоты здания разрешено строить на Кавказе?

- Предельная этажность зависит от многих факторов, в том числе, из чего и как сделаны несущие стены, каркас. При сейсмичности в девять баллов самыми высокими могут быть дома со стенами из монолитного железобетона - 16 этажей. А вот для строений из мелких ячеистых и легкобетонных блоков в этих же условиях предел - один этаж.

- Как же тогда появляются многоэтажки в 17 и более этажей? А ещё тут вспоминается один из самых высоких комплексов в России «Грозный Сити», где есть здания в 42 этажа?

-  Если хотите построить что-то превышающее нормативы, нужно это обосновать расчётами и конструктивными решениями.

В Грозном есть здания выше 40 этажей. Фото: АиФ/ Элла Давыдова

Допустим, в Японии, фактически расположенной на стыке сразу четырёх литосферных плит, есть много небоскрёбов. Это стало возможным благодаря тому, что между надземной частью здания и фундаментом размещают системы опор сейсмоизоляции в виде высокотехнологичных амортизаторов, шарниров, подвижных пластин. И при колебаниях земли они смещаются относительно друг друга, защищая от тряски само здание. Есть фокус, когда с сервированного стола выдергивают скатерть, но все приборы остаются на столе. Здесь тот же эффект, опоры проскальзывают, а «приборы», то есть, здание остаётся на месте. Конечно, кроме таких решений, нужно точно просчитать, как станут взаимодействовать между собой материалы конструкций, какой должна быть глубина и тип фундамента.

Кстати, в Ставрополе в этом плане показательно одиннадцатиэтажное здание одного из банков, построенное в конце 1990-х годов, где под землёй находятся ещё три этажа на фундаментной плите.  

Вообще этажность в сейсмических районах резко контрастирует с застройкой той же Москвы, где сейсмичность всего 5 баллов позволяет возводить настоящие небоскребы.

В Ставрополе долгое время пальму первенства по числу этажей удерживало здание по улице Ленина, 245, высотой в 21 этаж, не считая зимнего сада под прозрачной кровлей в виде пирамиды, высотой порядка 10 м. Оно построено по технологии IMS (сборно-монолитный каркас с преднапряжёнными перекрытиями Института материалов Сербии).

Точные расчёты зданий сейчас делают специальные программы. Пожалуй, последним примером многоэтажного здания в городе, расчёты для которого проводили вручную, без компьютера, была гостиница «Дружба», ныне - «Континент».

- Вроде бы у неё как раз возникали проблемы с устойчивостью?

- Насколько я помню, ошибка закралась при инженерно-геологических изысканиях, в результате часть здания стояла на менее плотном грунте, чем другая. Но в основание закачали специальный раствор для укрепления, и проблема решилась. Устойчивость самого конструктива рассчитали правильно. Хотя по сравнению с нынешними строениями гостиница уже не кажется такой высокой.

Не должны прилегать к «скелету»

- А какое вообще здание будет идеальным с точки зрения устойчивости?

- Сделанное в форме пирамиды из монолитных материалов и с глубоким подземным основанием. Так что древние египтяне, судя по всему, были замечательными проектировщиками, не зря их пирамиды стоят уже несколько тысяч лет. А если серьёзно, то нужно учитывать много факторов. Например, гипсокартонные перегородки лучше кирпичных, дома лучше - с каркасной конструкцией. Причём, важно правильное заполнение: с прокладыванием гибких материалов между каркасом и стенами. Такая конструкция не будет препятствовать правильным колебаниям здания, а вот когда стены буквально прилегают к «скелету» строение становится неправильным, непредсказуемо уязвимым.

- И как же во всех тонкостях разобраться простому человеку, решившему купить жильё?

- Честно говоря, непросто. Я рекомендую сначала хотя бы скрупулёзно изучить все документы, поискать информацию в Интернете в открытых источниках. Лучше всего, конечно, обратиться к специалисту, главное, чтобы он был человеком незаинтересованным, то есть, не аффилированным у конкретного застройщика. Правда, если человек будет уж очень дотошным, есть риск, что вы вообще ничего не купите, потому что почти у каждого строения найдётся к чему придраться.