Кто станет главным по Кавказу и сохранится ли сам округ

   
   

Всё это время не утихают споры о целесообразности его создания. Изменения, как убеждены эксперты, произойдут аккурат после Олимпиады, тогда же, по слухам, может смениться и полпред.

– Слухи об отставках ходят всегда, – говорит директор Центра системных региональных исследований и прогнозирования ИППК ЮФУ профессор Виктор Черноус. – Но чехарда федеральных чиновников не лучший способ изменить ситуацию. Новому руководителю нужно не менее года, чтобы войти в курс проблем. Но реорганизация ЮФО и СКФО неизбежна.

Возвращение к макрорегиону ЮФО – наилучший способ решить проблемы развития и полноценной интеграции на Юге России, – убеждена Яна Амелина, начальник сектора кавказских исследований Российского института стратегических исследований:

– Прежний вариант ЮФО, включавший как республики Северного Кавказа, так и преимущественно русские Ростовскую область, Ставрополье, Краснодарский край и т.д., предпочтительнее. Зачем искусственно вычленять национальные республики региона, фактически противопоставляя их остальной части страны?.. Переход в публичных дискуссиях к нейтральному наименованию «Юг России» вместо обособляющего термина «Северный Кавказ» благотворно скажется на межнациональных отношениях в России, будет способствовать укреплению общероссийской гражданской идентичности в противовес провокационным лозунгам «Хватит кормить Кавказ!»

Эксперты подчёркивают, четыре года – срок достаточно большой, чтобы, с одной стороны, существенно изменить ситуацию, с другой – спросить за это по полной программе. «Перед полпредом в СКФО в первую очередь ставились социально-экономические задачи. И Хлопонин обещал максимально использовать опыт губернаторства в Красноярском крае, умалять значение которого никто, конечно, не собирается. Однако, как и предупреждали эксперты, красноярский опыт на Северном Кавказе особо не пригодился. Во всяком случае, если судить по результатам», – отмечает Амелина.

По мнению доктора философских наук, директора Института социально-экономических и гуманитарных исследований ЮНЦ РАН Виктора Авксентьева, главное, что дал новый округ – уверенность в том, что власть всерьез обратилась к проблемам Северного Кавказа:

   
   

– И все же заметного перелома не произошло. Не могу согласиться с положением «Стратегии государственной национальной политики РФ до 2025 года», где говорится о том, что достигнуты существенные результаты в обеспечении политической стабильности на Северном Кавказе. С другой стороны, мы должны понимать – тугой узел кавказских проблем не разрубишь, его нужно долго и кропотливо развязывать. Это работа на десятилетия.

Что за забором?

Достижения в СКФО, пусть скромные, но есть, считает Виктор Черноус.

– Идёт формирование туристического и рекреационного кластеров, но не равномерно по регионам, медленно. Создание же СКФО решало задачу тактическую – отделить в преддверии Олимпиады неспокойный Северный Кавказ от места проведения игр. Все остальные задачи можно было решать и в рамках ЮФО.

Через несколько недель этот «тактический забор» упадёт, и активность вырастет кратно – в этом единодушны все эксперты. Одни делают упор на экономических провалах, другие – на отсутствии идеологического проекта, что не позволило остановить нагнетание межнациональных противоречий и дальнейшее развитие исламского радикализма. Как отмечают в
РИСИ, это всё более заметно и в ранее относительно благополучном Ставропольском крае.

Кто на новенького?

Есть мнение, что управлять регионом должен человек военный. С этого, можно сказать, всё и начиналось – первым полпредом на Юге был генерал Казанцев. Но долго на гражданском посту не продержался. Сегодня претендентом на «погоны полпреда» некоторые эксперты называют генерала Шаманова, что вряд ли вызовет воодушевление в субъектах округа.

Говоря о Северном Кавказе, как о регионе провальном, с утечкой миллиардов и территориями КТО, можно смело заявить, что здесь нужен особый «кризисный менеджер». Такой у нас в стране один – ныне министр обороны Сергей Шойгу. Отдельные пожелания экспертов, собранные автором: чтоб и управленец, и государственник, и человек дела, и хозяйственник, и генерал – сложились в итоге в эту фамилию…

Комментарий:
Ирина Ильина, директор Института региональных исследований и городского планирования Высшей школы экономики: «СКФО сегодня один из аутсайдеров по уровню социально­экономического развития в РФ. Объясняется это крайне сложной и во многом сложно преодолимой военно­политической обстановкой, этническими особенностями, высокой напряженностью в развитии социальной сферы. Ежемесячные среднедушевые денежные доходы и потребительские расходы оказались почти на 6 тыс. и 9 тыс. руб. ниже, чем в среднем по России. В туристско­рекреационный комплекс, по данным ОАО «Курорты Северного Кавказа», вложат около 700 млрд руб. Столь масштабный и амбициозный проект представляется довольно рискованным и убыточным предприятием. Нерешенные проблемы региона позволяют сделать вывод о недостаточной эффективности существующей системы управления, в первую очередь, на уровне федерального округа. Можно искать виноватых, но если сосредоточиться только на этом, ошибочная политика будет продолжаться. Возможно ли добиться позитивных перемен, изменив административные границы округа? Научно это не проработано, здесь следует «сто раз отмерить», прежде чем принимать решения».

Точка зрения:
Сергей Передерий, доктор политических наук: «Создание СКФО не оправдало ожиданий русского населения Ставрополья. Более того, есть серьезные основания полагать, что край рассматривается федеральными политиками как некий «подарок» властным элитам КЧР, Дагестана, ЧР, КБР за спокойствие и обеспечение порядка до и во время Олимпиады. В действительности происходит вялотекущее поглощение территории края со стороны соседних республик, политкорректно называемое «естественными миграционными потоками, обусловленными экономическими факторами». Наплыв в города­курорты и другие территории края наших соседей, их укрепление в социуме при поддержке властных структур соседних республик, скупка недвижимости и всего другого и, соответственно, притеснение и последующее «выталкивание» русских и казачества из сфер экономической и социально­политической жизни – вот чем обернулось для русских создание СКФО. Да, обозов с массово выезжающими людьми не видно. Но это не значит, что оттока нет. Он носит другие формы и несколько растянут по времени. Выехавшее славянское население уже не вернется, и это по­человечески понятно. Но не приедут и другие – кому нужны проблемы, тем более связанные с обеспечением безопасности».

Мнение:
Руслан Леков, кандидат политических наук: «Дело не в полпреде Хлопонине. Здесь две самые важные проблемы – это земельный вопрос и вывод бизнеса из тени. По возможным претендентам на место полпреда, если дойдёт до ротации, назову Владислава Суркова, как человека, хорошо знающего Кавказ и имеющего колоссальный опыт реализации политических проектов. Он со своей командой может сработать эффективно. Развивать Северный Кавказ нужно не заведомо бесперспективными туркластерами, а создавая реальный сектор экономики. Рамзана Кадырова не думаю, что назначат. Его жесткое управление помогло восстановить республику, но вряд ли такой стиль приемлем в других субъектах. Другой вопрос, будут ли вообще кавказцев рассматривать как кандидатов. В нашем многонациональном округе это может вызвать некую ревность и протесты».

Дословно:
Игорь Романов, советник директора Российского института стратегических исследований: «Слухи мы не обсуждаем. Однако кардинальные перемены на Кавказе необходимы. Решать проблемы с терроризмом с помощью «Курортов Северного Кавказа» – сомнительная затея. Здесь нужен не «полномочный представитель», а настоящий хозяин, твердо знающий, что стержень российской государственности ­ это православие, благодаря которому могут мирно сосуществовать все этносы и религии в нашей стране».

Смотрите также: