Сберкасса лопнула. Обманутые вкладчики в Осетии не могут вернуть деньги

Семеро из вкладчиков финансовой пирамиды умерли. © / Прокуратура Северной Осетии-Алании

Десятки жертв кредитного потребительского кооператива «Сберкасса Алания» в Северной Осетии не могут получить вложенные в него сбережения. Как оказалось, КПК работал по принципу финансовой пирамиды, выплачивая проценты вкладчикам только за счёт новых.

   
   

Рекламировали везде

Пожилой инженер-геодезист из Владикавказа Амиран Хубецов узнал о существовании кредитного потребительского кооператива «Сберкасса Алания» в 2017 году. По его словам, организацию, активно рекламировали в газетах, на телевидении и в соцсетях. 

«Я поверил обещаниям о хорошем доходе и сделал первый взнос. За полгода мне выплатили 160 тыс. рублей. Продал свой гараж и принёс в кооператив ещё 600 тыс. рублей», - вспоминает пенсионер. 

24 апреля 2019 года владикавказец заключил с кооперативом очередной договор о передаче личных сбережений, текст которого имеется в распоряжении редакции «АиФ-СК». В документе говорится, что Амиран Соломонович передаёт в Фонд финансовой взаимопомощи 1,73 млн рублей. Средства застраховали в страховой компании «Орбита».

Деньги пайщика приняли по программе «Рантье» с процентной ставкой 13,25% годовых до 24 октября 2019 года. Чтобы продлить срок договора, не позднее двух недель до его окончания надо было внести не менее 10 тысяч рублей. В противном случае договор расторгается, а на сбережения, пока вкладчик их не заберёт, начисляют 4%. Амиран Хубецов должен был каждый месяц получать около 19 тыс. рублей. 

«Однако к концу договора начались трудности с выплатами. На все вопросы кооператив обещал выдать компенсацию уже в следующем месяце. В декабре 2019 года среди вкладчиков пошли разговоры, что их обманули», - поделился мужчина. 

Семеро умерли

В феврале 2020 года следователи задержали председателя кооператива «Сберкасса Алания», 51-летнего Асланбека Гугкаева. 

   
   

В отношении него завели уголовное дело по статьям о мошенничестве в крупном (три эпизода) и особо крупном размере, фальсификации финансовых документов учёта и отчётности финансовой организации, а также организации деятельности с привлечением денежных средств физлиц в особо крупном размере.

Сотрудники СКР выяснили, что с 5 февраля 2016 по 31 октября 2019 года Гугкаев создал финансовую пирамиду. Её участники вносили в кооператив средства, доходы с которых им выплачивали за счёт взносов новых пайщиков. При этом организация не инвестировала полученные деньги и не занималась предпринимательством. От 65 пайщиков фигурант получил более 57 млн рублей, которые присвоил и потратил. 

Руководитель кооператива пытался скрыть банкротство своего предприятия. В отчётность перед Центробанком за 2018 год он внёс ложные сведения о финансовом состоянии организации. 

5 июля 2022 года Советский районный суд Владикавказа признал Асланбека Гугкаева виновным в инкриминируемых ему преступлениях и приговорил к семи годам в колонии общего режима. Его взяли под стражу в зале заседаний. Суд также удовлетворил исковые требования потерпевших. Однако большинство из них до сих пор так и не получили свои деньги обратно, включая Хубецова. Страховая компания «Орбита» в декабре 2019 года была лишена лицензии, а  через год признана банкротом.

«Мы нанимали адвоката, которому заплатили по 20 тыс. рублей. 17 человек отдали ему деньги, но он нам ничем не помог, а потом и вовсе пропал. Семеро вкладчиков умерли, не дождавшись компенсаций», - рассказал  Амиран Соломонович. Самому ему уже тоже за 80 лет.

По его словам, осуждённый Асланбек Гугкаев вышел по условно-досрочному освобождению и якобы успел даже послужить в зоне СВО. 


Кстати

Жертвами финансовых пирамид под видом кредитных потребительских кооперативов становились вкладчики и на Ставрополье. 412 человек потеряли 237,8 млн рублей в пятигорском КПК «Орбита», который обещал доходность от 21% до 36,7% рублей.

Руководителя Константина Пилипилиади в 2019 году отправили в колонию, но вкладчики остались без денег. Сейчас в краевом суде рассматривается апелляционная жалоба потерпевших по делу Александра Цыбина, обманувшего с помощью сельскохозяйственного потребительского кооператива «Русь» 400 вкладчиков на 800 млн рублей в Курском округе края. 

По словам кандидата экономических наук Елены Золотовой, вкладываться в КПК более рискованно, чем в банки, так как на кооперативы не распространяются полномочия государственного Агентства по страхованию вкладов. Страхуют средства, как правило, аффилированные компании, разоряющиеся вместе с кооперативом.