А выплат дольщикам всё нет. Обманутых «Базис-Строем» оставляют ни с чем?

Долгострой на улице Пестова в Пятигорске. Десятки дольщиков ещё не получили положенной компенсации. © / Фонд защиты прав дольщиков / Из архива

Минстрой Ставропольского края с весны 2020 года не раз заявлял о выплате компенсаций обманутым дольщикам пятигорского застройщика-банкрота. Однако владельцы около сотни квартир до сих пор ничего не получили. Одним просто отказали, другим предложили копейки.

   
   

Вложил миллионы - компенсируют тысячи

Комплекс домов на улицах Пестова и Булгакова в Пятигорске «Базис-Строй» собирался сдать ещё пять лет назад. Застройщик привлёк средства дольщиков и взял заказ у государства на возведение квартир для сирот. Но стройка забуксовала.

В 2018 году компанию признали банкротом. Дом, в котором половина квартир предназначалась сиротам, в итоге достраивала другая компания и сдала его в эксплуатацию в августе прошлого года. А дольщикам остальных объектов Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства решил выплатить компенсации. Деньги должны были перечисляться через банк «Дом.РФ».

В апреле прошлого года минстрой Ставрополья отчитался о выделении денег 235 жертвам «Базис-строя».  В августе сообщил, что такое решение принято ещё в отношении 21 человека на сумму 32 миллиона рублей. Однако наступил 2021 год, а часть дольщиков до сих пор ничего не получила.

Вот один из красноречивых примеров. Жителя Зеленокумска пригласили за компенсацией в декабре прошлого года. Ехать надо было в офис «Дом.РФ» в Краснодарском крае, за 500 километров. Пенсионер обрадовался, взял, как просили сотрудники банка, выписку из реестра требований кредиторов, которую выдаёт конкурсный управляющий застройщика-банкрота. По этой справке за зеленокумцем сейчас числятся две недостроенные квартиры - одна стоимостью 1,15 млн рублей, другая - 2,18 млн рублей.

Добрался дольщик до Краснодара и был просто сражён суммой, которую ему собиралась выдать сотрудница банка: за одну квартиру около 50 тысяч рублей, за другую - 70 тысяч рублей. А вкладывал-то он миллионы!

«Говорю, вы надо мной издеваетесь что ли? Что вы творите?», - рассказывает он.

   
   

Подачку брать не стал - развернулся да отправился домой, зазря проехав тысячу километров за день в свои 72 года.

С тех пор звонит чуть ли не каждый день в «Дом.РФ», спрашивает, когда же там уточнят суммы положенных ему компенсаций. Молодые голоса из колл-центра отвечают, что, мол, отправят запрос конкурсному управляющему, а когда получат ответ, перезвонят. Но не перезванивают.

Закон писан, но не читан?

Размер компенсации по закону рассчитывается с учётом рыночной стоимости квадратного метра жилплощади, на которую дольщик имеет право, но не больше чем за 120 квадратных метров. При этом сумма не может быть меньше, чем вложения человека по договору участия в долевом строительстве. Откуда же такие маленькие выплаты?

«Квадратный метр, когда мы вкладывались, стоил 32 тыс. рублей, сейчас уже 60 тыс. рублей. Даже если бы нам отдали по 32, мы были бы рады. Но не 50 же тысяч за квартиру», - возмущаются ставропольцы.

Как пояснил юрист Антон Гунько, защищающий права дольщиков, фонд поделил средства, которые положены в качестве компенсации зеленокумцу не на две квартиры, а на 31, так как изначально он вложился именно во столько. По сути, выступил соинвестором строительства, внеся свои накопления - 55,8 миллиона рублей. «Подумал, в могилу-то я их не заберу, - объясняет пенсионер. - Решил детям и внукам квартиры построить».

Весной прошлого года он сделал переуступку прав на 29 квартир своим родственникам. Но фонд не принимает это во внимание и зачем-то делит сумму за две квартиры на 31, а потом умножает на 120 квадратов.

Остальные 15 членов его семьи вообще ничего не могут добиться. Фонд защиты прав граждан-участников долевого строительства отказывает им, ссылаясь на Закон 218-ФЗ «О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». 13 июля прошлого года в него внесли изменения о том, что переуступка права требования после банкротства застройщика лишает нового дольщика права на компенсацию.

Только вот, как отмечает юрист, в самих прошлогодних поправках чётко прописано, что это положение распространяется только на сделки, совершённые после вступления в силу новых поправок, то есть после 13 июля 2020 года. А жена, дети и внуки пенсионера закрепили свои права в арбитражном суде до этой даты и были включены в реестр обманутых дольщиков.

Утром - деньги, вечером - землю

«Не получили компенсации владельцы около ста квартир, - говорит Антон Гунько. - Одним фонд отказывает из-за переуступки прав, другим - из-за того, что они купили больше одной квартиры и якобы собирались использовать их в коммерческих целях. То есть фонд ставит под сомнение решение судьи, которая включила этих людей в реестр дольщиков как физических лиц. Все эти решения никем не были оспорены и вступили в силу».

Ставропольцев, как полагает юрист, вынуждают искать правду в суде. Но не всем по силам будет тяжба с фондом, ведь процесс будет идти в Москве, по месту регистрации ответчика, а среди дольщиков есть и далеко небогатые пенсионеры, которые покупали квартиры своим детям и внукам.

Недавно Фонд защиты прав дольщиков обратился в арбитражный суд Ставропольского края, где до сих пор рассматривают дело о банкротстве, с просьбой передать фонду право аренды земельного участка, на котором расположены долгострои. Дольщики выступают против, потому что по закону о банкротстве новый застройщик может получить имущество только после того, как исполнил долговые обязательства перед участниками долевого строительства. А он этого не сделал - компенсации не выплатил.

По словам участников процесса, судья уже не раз требовала от представителей фонда предъявить полный список граждан, получивших компенсации, но в судебное заседание они приносят только обезличенный реестр.

Момент истины может наступить третьего марта, когда суд будет рассматривать земельные требования фонда и отзывы на эти требования от не получивших компенсации ставропольцев.

Слова президента - не указ?

Зеленокумскому дольщику, пока он борется за свои права, не раз приходилось выслушивать, что если он вложился не одну квартиру для себя, а в три десятка, то никакой он не пострадавший дольщик в этом случае, а просто предприниматель, желавший на этом заработать. Вот и генеральный директор Фонда защиты прав граждан - участников долевого строительства Константин Тимофеев недавно в прессе высказался, что покупка нескольких квартир похожа на инвестиционную деятельность, поэтому фонд возмещает одному человеку средства только за 120 квадратных метров.

«А что, остальные деньги, вложенные мной, не такие? Я что - их украл? Я заработал и инвестировал, - говорит пожилой человек. - Даже президент России Владимир Путин недавно говорил, что нужно приветствовать частные инвестиции и не допускать, чтобы людей обманывали. Иначе кто же будет вкладывать свои средства в экономику?»

Действительно, недавно Центробанк подсчитал, что россияне вложили в ценные бумаги, а значит, в предприятия страны, 10 триллионов рублей. Рост частных инвестиций превышает рост накоплений на депозитных счетах. Деньги граждан активно начали работать на благо страны. Единственное, о чём попросил глава государства, - защитить интересы людей на фондовом рынке. «Нам ни в коем случае не нужно второе издание обманутых вкладчиков, обманутых дольщиков условно», - подчеркнул президент.

Может быть, пора менять отношение к людям, которые не выводят деньги в оффшоры за границей, а вкладывают их внутри государства, стимулируют строительную отрасль?

Кстати

В отношении директора компании-застройщика было возбуждено уголовное дело. По словам дольщика, выяснилось, что, по всей видимости, за внесённые наличные ему выдали документ на поддельном банковском бланке, просто распечатанном на цветном принтере. Как можно предполагать, Регистрационная палата приняла его за чистую монету и зарегистрировала право дольщика. В такой же ситуации оказались и другие соинвесторы строительства.

Дело до сих пор не дошло до суда. Дольщики, которых, вероятно, пытались оставить ни с чем, подтвердили перечисления средств корешками квитанций. Когда фонд попытался уличить их в мошенничестве, они показали постановления о возбуждении уголовных дел в отношении фальсификаторов.