Отключили GPS? Почему Ан-2 в Осетии жёстко сел и зачем вёз детей с коклюшем

Самолёт разбился при жёсткой посадке. © / Telegram-канал МЧС России

Отключение спутниковой связи могло стать причиной аварии с «кукурузником» ДОСААФ в Северной Осетии, где пострадали семь человек. В их числе – трое детей, которых родители хотели полётом вылечить от коклюша. Пилоты получили самые тяжёлые травмы. Подробности – в материале «АиФ-СК».

   
   

Что случилось с самолётом ДОСААФ?

31 августа Ан-2 вылетел с аэродрома ДОСААФ (Добровольного общества содействия армии, авиации и флоту России). Он выполнял учебно-тренировочный полёт. С него спрыгнули восемь парашютистов. На борту оставалось ещё семь человек, когда лётчики потеряли ориентиры и жёстко приземлились в Пригородном районе Северной Осетии, сообщили в республиканском управлении МЧС России.

Точное место вышедший на связь пилот назвать не смог, так как не работала система спутниковой связи GPS. К поискам пришлось привлечь спасателей. В итоге самолёт и пострадавших с переломами и другими травмами обнаружили в горно-лесистой местности между селениями Майрамадаг и Кобан. Это случилось около 12:30.

Техническое состояние Ан-2, по словам председателя североосетинского отделения ДОСААФ России Бориса Кантемирова, было отличным. Самолёт недавно капитально отремонтировали на Московском авиаремонтном заводе.

Более вероятной причиной могло быть отключение спутниковой навигации.

«Я разговаривал с одним из лётчиков. Он сказал, что полёт шёл в штатном режиме. Затем появилась облачность, и вырубили GPS, – излагает версию пилота корреспонденту stav.aif.ru Борис Маирбекович. – Пилоты шли вслепую: визуального контроля не было и электронного тоже. Когда вышли из-за кромки облаков, увидели, что летят прямо на склон хребта. Очень низко кромка облаков была, когда мы их искали. И в последний момент пилоты вместо удара сделали жёсткую посадку: выровняли самолёт, зацепились за ветки деревьев. Если бы это был удар, никто бы не выжил».

Пилоты были очень опытными. У каждого – больше 6 тысяч часов налёта, говорит руководитель отделения ДОСААФ.

   
   

«Это наши инструкторы. Я сам учился у одного из них, это золотой фонд нашей организации», – говорит Борис Кантемиров.

Лётчик, который хорошо знает пострадавших, но не хочет называть своё имя, подтвердил «АиФ-СК», что пилоты были очень опытными, у каждого более 30 лет лётного стажа. Они никогда бы не взяли на борт пассажиров, если бы знали, что есть риск аварии. А вот внезапный отказ техники, по его словам, вполне был возможен, несмотря на то, что самолёт после капремонта был признан годным к эксплуатации.

В каком состоянии пострадавшие?

После того, как пострадавших осмотрели врачи, минздрав республики сообщил, что оба пилота в тяжёлом состоянии с черепно-мозговыми травмами.

По данным Кантемирова, Геннадия Кузьминова уже перевели в обычную палату, а Владимир Кулиев всё ещё в реанимации, хотя отрицательной динамики нет.

У двух взрослых пассажиров – множество ушибов и ссадин. Их ещё будут обследовать. Попали в больницу и трое детей, которые оказались на борту. Девочки 2014 и 2016 года рождения – с множественными ссадинами и ушибами в состоянии средней степени тяжести. Мальчик 2013 года рождения ударился виском.

«Детки полегче. Двоих уже отпустили домой. Один прооперированный, лежит. Ещё пару дней – и обещают перевести в палату», – рассказал Кантемиров.

Взрослые попытались защитить детей, «подгребли под себя», поэтому, видимо, их травмы не столь опасны. А лётчики до последнего момента работали с управлением и не успели даже сгруппироваться при жёсткой посадке, предполагает Борис Маирбекович.

Можно ли брать в Ан-2 детей?

Дети оказались на борту «кукурузника» случайно. По словам Бориса Кантемирова, прыгала группа парашютистов из одной организации.  Их бывший коллега узнал, что раньше полётами на Ан-2 лечили коклюш, и попросил поднять в воздух своих больных детей. Он пришёл с ними на аэродром, и их взяли в полёт.

«Это не было платной услугой и не запрещено законом, – говорит глава реготделения ДОСААФ. – Есть такое понятие в работе нашей организации, как ознакомительный полёт. Родитель с детьми может сесть, покататься, посмотреть. Наша задача – привлекать людей в авиацию, поэтому мы делаем такие полёты. У нас со следующего года открывается юношеская планерная школа со специальными детскими планерами. Это наша уставная деятельность – открывать небо людям».

Прокуратура сейчас проверяет правовые аспекты полёта. Военный следственный отдел Следкома России по Владикавказскому гарнизону возбудил уголовное дело по ч. 1 ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного судна).

Но Борис Маирбекович уверен, что нарушений нет, потому что начальником аэроклуба работает бывший военный лётчик, который всегда строго следит за законностью и безопасностью. Сейчас начальник сожалеет, что разрешил лететь детям, но причин отказывать не было – с родителями они имеют право пониматься на воздух.

При взлёте на борту «кукурузника» было 15 человек, что для такого самолёта немного.

«Он рассчитан на 12 десантников в снаряжении с парашютами. Так как были дети и гражданские люди, не экипированные, перевеса быть не могло», – уверен пилот, знакомый с пострадавшими коллегами.

Он добавляет, что высота в 2500 метров, на которую, как говорят пассажиры, поднялся самолёт, тоже предусмотрена характеристиками воздушного судна. Коммерческие полёты и прыжки ДОСААФ, по его данным, практикует с тех пор, как этой организации урезали бюджетное финансирование. 

Самостоятельный прыжок с парашютом, как указано на сайте клуба Skydive alania при ДОСААФ, в прошлом году стоил 4000 рублей, полёт на планере – 5500 рублей, на реактивном самолёте – 40000 рублей. О полётах для больных коклюшем ничего не говорится.

Ан-2, по словам анонимного собеседника редакции, не герметичен, и в нём с набором высоты понижается атмосферное давление, как и за бортом.

«Я не медик, но наслышан, что когда дети болеют коклюшем, у них в лёгких какие-то воздушные пузырьки, которые выходят при пониженном атмосферном давлении, бронхи очищаются и кашель проходит, – сказал лётчик. – Есть разработанные медицинские рекомендации, пилоты были обучены, многим детям это помогло».

Правда ли, что можно вылечить коклюш на «кукурузнике»?

Технология лечения коклюша полётами на «кукурузнике» действительно была, но это старый метод, который заменили более надёжными и современными, говорит главный педиатр Ставропольского края, декан педиатрического факультета Ставропольского государственного медуниверситета Леонид Климов.

«Подъём на высоту, чтобы с помощью гипоксии оборвать очаг патологического возбуждения в дыхательном центре продолговатого мозга, использовался очень давно. В каких-то случаях это было эффективно, в каких-то – нет, – объясняет педиатр. – Если кашель носит патологический характер и затягивается, то существуют средства лекарственной терапии. Из народных методов рекомендуют ночью, когда возникают так называемые «репризы» – ребёнок закашливается и возникает спазм гортани, открывать форточку, чтобы холодный воздух обрывал приступ. Никаких методов, сопряжённых с рисками, использовать не надо. Уж лучше бы сводили детей в среднегорье, тем более в Северной Осетии это сделать не так уж трудно».

Коклюш, объясняет он, никакими пузырьками не вызывается. Это спазматический кашель, связанный с очагом возбуждения в продолговатом мозге. У больного от любого раздражения начинается затяжной кашель, иногда хронический. Для маленьких детей это смертельно опасно, потому что может закончиться остановкой дыхания. Поэтому прививку от этой болезни делают в трёхмесячном возрасте.

«Главный способ предотвращения коклюша – это вакцинация и ревакцинации, – разъясняет врач. – Первую прививку на первом году жизни делают почти все, а дальше нужна ревакцинация в 6 лет и иногда в 12 лет, в зависимости от уровня титров антител. Вакцинация - главный способ предотвращения коклюша в цивилизованном мире, а не Ан-2».