Обещали отрезать головы. За что в Грозном сожгли портреты Янгулбаевых

В стихийном митинге, по данным властей, участвовали 400 тыс. человек. © / Baza / Кадр из видео

Более 400 тыс. чеченцев собрались 2 февраля на площади в Грозном, чтобы осыпать проклятьями семью Янгулбаевых. Они попали в опалу из-за критики Рамзана Кадырова. Подробности - в материале «АиФ-СК».

   
   

Униженные и арестованные

С тех пор, как жену экс-судьи Сайди Янгулбаева Зарему Мусаеву увезли из Нижнего Новгорода в Грозный, прессингу подверглись ещё несколько членов этой семьи. В Чечне их считают создателями и администраторами телеграм-канала 1ADAT, запрещённого в России за публикацию материалов, оправдывающих терроризм.

24 января сын Сайди и Заремы Абубакар Янгулбаев рассказал о похищении трёх родственников. По словам бывшего юриста северокавказского филиала «Комитета против пыток» (общественная организация, отказавшаяся от регистрации юрлица после признания иноагентом), пропали братья его отца. 

«Сайд-Эмин и Сайд-Ахмед с декабря прошлого года похищены кадыровцами и незаконно удерживаются предположительно в ОМВД по Урус-Мартановскому району. Снова похищен и Шахид Янгулбаев, который на выходных пошёл искать маму по отделениям полиции», - написал правозащитник. 

Он добавил, что у его дядей забрали паспорта и документы о собственности на дома. Позднее Шахида Янгулбаева отпустили домой. А Абубакар заявил, что подаст иск против главы Чечни Рамзана Кадырова за разжигание ненависти к своим родственникам и попытку унизить их честь и достоинство.

В тот же день сотрудники «Комитета против пыток» не смогли попасть в спецприёмник к арестованной на 15 суток за мелкое хулиганство Зареме Мусаевой. В организации считают, что её нельзя было помещать под административный арест, так как она страдает сахарным диабетом. «Комитет против пыток» создал интернет-петицию в поддержку женщины. Обращение подписали около 87 тыс. человек. 

Глава Чечни Рамзан Кадыров назвал экс-руководителя комитета Игоря Каляпина и журналистку Елену Милашину, освещавшую эту ситуацию, террористами. А также отметился новыми выпадами в адрес «мерзкой семейки Янгулбаевых».

   
   

«Куда бы Янгулбаевы ни сбежали, где бы ни находились, мы со своей стороны сделаем всё, чтобы найти их согласно закону, а если окажут сопротивление, то будут уничтожены. И не надо в этих словах искать тайного смысла», - заявил Кадыров. 

Не спасёт и ПАСЕ?

Задержание Заремы Мусаевой и её состояние вызвало обеспокоенность уполномоченного по правам человека в России Татьяны Москальковой. Она попросила чеченского омбудсмена по правам человека Мансура Солтаева навестить женщину. Вместо этого он сначала просто позвонил в спецприёмник, где ему доложили, что всё в порядке, и ей дают необходимый диабетикам инсулин. 

А вот младшему сыну Байсангуру Янгулбаеву дозвониться туда не удалось. Другой сын Абубакар через соцсети потребовал, чтобы Солтаев подробнее рассказал о матери, и тогда омбудсмен лично поехал к Мусаевой. Он показал её в кадре и сообщил, что она ни в чём не нуждается. 

27 января ситуацию с Заремой обсуждали на сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ). Участники заседания назвали задержание женщины «похищением», связанным с  правозащитной деятельностью её сына. Они потребовали освободить жену экс-судьи. 

Группа адвокатов и правозащитников «Комитета против пыток» 28 и 29 января снова безуспешно попыталась попасть в спецприёмник к Зареме Мусаевой. Им показали её отказ от защиты и участия в процессуальных и других действиях. Активисты пожаловались в Рабочую группу ООН по насильственным исчезновениям. 

А вечером 29 января в подъезде дома, где живет 84-летняя мать Игоря Каляпина, появились оскорбительные плакаты. В них правозащитника обвиняют в финансировании террористов. Он предположил, что это дело рук единомышленников Рамзана Кадырова. 

Спустя два дня телеграм-канал Baza сообщил об уголовном деле по статье «Применение насилия в отношении представителя власти», которое завели на Зарему Мусаеву. По версии МВД, доставленная в Грозный женщина напала на участкового по Ахматовскому району, пока он составлял протокол, схватила его за щёку и поцарапала. Это расценили, как насилие, опасное для жизни или здоровья сотрудника МВД. По этой статье Мусаевой грозит до 10 лет тюрьмы. Старопромысловский райсуд Грозного арестовал её до первого апреля. 

31 января также стало известно об уголовном деле против её сына Ибрагима Янгулбаева. МВД по Чечне заявило, что он подозревается в публичных призывах к терроризму. Мужчину, который живёт за границей, заочно арестовали и объявили в федеральный розыск. 

Первого февраля пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков на брифинге заявил, что Владимир Путин не планирует реагировать на слова Янгулбаевых об их преследовании за критику главы Чечни Рамзана Кадырова. По мнению представителя главы государства, ситуацией должны заниматься правоохранительные органы. 

«Хуже и злее Басаева и Хаттаба»

Новую порцию угроз в адрес опальной семьи спровоцировала аудиозапись в соцсетях. Её автор, как сообщает ЧГТРК «Грозный», оскорбил религиозных деятелей и честь чеченцев. Голосовое сообщение приписали Ибрагиму Янгулбаеву. После этого чеченские чиновники и общественники прокляли семью и объявили её членов врагами народа. 

Первого февраля глава Чечни Рамзан Кадыров, заявил, что Янгулбаевы «хуже и злее Басаева и Хаттаба», что они не соблюдают мусульманские и национальные традиции. 

«Знайте, что днём и ночью, не жалея своих жизней, имущества и потомства, мы будем вас преследовать, пока не отрежем ваши головы и не убьём вас. У нас действительно с вами вражда и кровная месть! Также это относится к тем, кто переведёт это видео на русский язык. Если вы думаете, что сможете поднять свои головы, то клянусь Аллахом, мы отрубим ваши головы! И даже если все законы на земле будут против нас, то мы всё равно разберёмся с вами! Пусть за это нас посадят, убьют или взорвут ядерной бомбой», - перевёл и процитировал слова депутата Госдумы от Чечни Адама Делимханова телеграм-канал 1ADAT, сказанные на чеченском языке в прямом эфире на его странице в Инстаграме. 

Второго февраля в Грозном состоялся стихийный митинг, участниками которого стали около 400 тыс. человек. Они призвали привлечь к ответственности Янгулбаевых, а также побили палками и сожгли плакаты с портретами членов этой семьи.