Имплант «загулял». Молодая мать судится с клиникой из-за неудачной пластики

Ставропольчанка с 2022 года пытается добиться компенсации за некачественную операцию. © / freepik.com

Молодая жительница Ставрополя Наталья подала в суд на местную клинику после неудачной операции по подтяжке и увеличению груди стоимостью 350 тыс. рублей. Женщина хотела вернуть себе былую красоту после родов, однако результат оказался неожиданным. Грудь снова обвисла, остались шрамы, а один имплант начал «гулять». Подробности - в материале «АиФ-СК».

   
   

Хирурга выбрала по отзывам

18 ноября 2020 года Наталья стала счастливой мамой дочери. 27-летняя женщина кормила ребёнка сама около трёх месяцев. Однако радость материнства подпортили изменения, которые произошли с грудью. Она не только кардинально уменьшилась, но и потеряла упругость. Ставропольчанке поставили диагноз «мастоптоз II степени». 

«Если до беременности у меня была «тройка», то за время кормления грудь практически «высохла» и обвисла. Мне захотелось снова иметь красивый бюст, поэтому я задумалась о пластической операции», - поделилась с «АиФ-СК» Наталья. 

Врача женщина выбирала в соцсетях по хвалебным отзывам. Нашла в Ставрополе хирурга Игоря Бутко. Ознакомившись с его работами, Наталья решила довериться клинике ООО «Дентолайф» в Ставрополе, где трудился специалист. Ставропольчанка заключила с учреждением договор на оказание платных медицинских услуг по пластической, реконструктивной и эстетической хирургии.

В информированном добровольном согласии, которое подписала Наталья, говорилось, что отёк после вмешательства может продержаться две-три недели, а окончательную форму грудь будет принимать до полугода. Документ изобиловал медицинскими терминами, суть которых клиентке никто не разъяснил.

Операция обошлась в 350 тыс. рублей. Ещё за 115 тыс. рублей она приобрела у Бутко импланты. Их пациентка и врач подбирали вместе. Выбрали вставки объёмом 380 мл (почти 4-й размер). Хирург заверил клиентку, что они будут гармонично смотреться, несмотря на худощавое телосложение Натальи.

Операцию ей сделали 4 декабря 2021 года. Оперирующим хирургом был Бутко, ему помогал коллега. Ей рекомендовали в течение месяца носить компрессионное бельё, обрабатывать послеоперационные раны и принимать препараты. Первое время Наталье приходилось принимать анальгетики, чтобы заглушить сильные боли. Ей пришлось нанимать няню и просить мать о помощи.

   
   
После операции соски оказались на разном уровне. Из личного архива/ Альбина Шаталова

Имплант отправился «гулять»

Хирургическое вмешательство не принесло желаемого результата. Спустя четыре-пять месяцев грудь Натальи стала асимметричной. Соски сильно отличались друг от друга и находились на разных уровнях. Ещё через месяц выяснилось, что имплант с правой стороны не зафиксирован как следует и «гуляет». Грудь снова обвисла и продолжала опускаться ещё ниже. 

Дефекты, включая рубцы, с каждым днём становились заметнее и заметнее. 7 октября 2022 года женщина направила клинике претензию о плохом качестве операции и потребовала вернуть за неё деньги. Руководитель учреждения Вадим Ленёв в переписке предложил Наталье в качестве компенсации 100 тыс. рублей на коррекцию сосков. Женщина отказалась. 

Она наняла адвоката и подала гражданский иск в Промышленный районный суд Ставрополя. Его приняли к рассмотрению 3 ноября 2022 года.

Пострадавшая потребовала взыскать с клиники стоимость операции и имплантов, расходы на адвоката - 81,5 тыс. рублей, за заверение документов у нотариуса - 7,7 тыс. рублей, судебно-медицинскую экспертизу по делу - 67 тыс. рублей и авиабилеты - 17,5 тыс. рублей. Моральный вред Наталья оценила в 300 тыс. рублей. 

В иске пациентка также просила, чтобы клинику обязали выплатить неустойку в 465 тыс. рублей за каждый день просрочки и штраф в 50% от суммы компенсации, назначенной судом в пользу истца, за неисполнение требований потребителя в добровольном порядке. К исковому заявлению Наталья приложила послеоперационное фото. 

Один диагноз поменялся на другой

Чтобы установить истину, суд назначил комплексную судебно-медицинскую экспертизу. Её проводила в 2023 году один из ведущих докторов России с опытом работы более 34 лет Алла Карташёва, рассказала «АиФ-СК» адвокат пациентки Альбина Шаталова. По её словам, врач обнаружила многочисленные дефекты - от оформления документации и сбора анамнеза до неверной выбранной тактики ведения пациентки. 

«У пациентки элементарно не узнали группу крови и резус-фактор, хотя операция считается одной из сложнейших. Если бы возникли проблемы, то переливание крови не получилось бы сделать, потому что нет нужной информации», - сообщила Шаталова.

Из заключения экспертизы следует, что обследование на предоперационном этапе было неполным. В частности, врачи не сделали рентген или компьютерную томографию лёгких. Медицинскую карту заполнили небрежно, в неё занесли крайне скудные сведения о клиническом осмотре и заболеваниях, в диагнозе были разночтения. 

По мнению Карташёвой, планировавшаяся операция не соответствует описанию выполненной. Вместо мастопексии сделали вертикальную подтяжку груди с увеличением, что нарушает правила оказания помощи в пластической хирургии. Выбранную врачами тактику признали неверной. Это привело к тому, что диагноз «мастоптоз II степени», которого нет в 10-й версии Международной классификации болезней, поменялся на «псевдоптоз».

В то же время, следует из выводов экспертизы, импланты в 380 мл оказались слишком большими для пациентки со сниженной толщиной подкожной жировой клетчатки. Ведущие отечественные и международные специалисты рекомендуют использовать вставки объёмом 250-350 мл, чтобы избежать нестабильного результата и подвижности (дистопии) импланта.

Доктор Алла Карташёва пришла ко мнению, что импланты установлены некачественно. К этому могли привести как ошибки хирурга, так и несоблюдение режима после операции, включая физическую нагрузку на верхнюю часть тела - активные движения руками, прыжки, бег и отжимания. Однако доказательств, что пациентка не следовала предписаниям врача, нет.

Теперь придётся уменьшать

Клинику не устроили выводы первой экспертизы. Представители ответчика потребовали, чтобы врача Аллу Карташёву допросили в суде по видеоконференцсвязи. Она рассказала, что не видела дооперационных фото пациентки и материалов гражданского дела, кроме медицинских карт, и не Это стало причиной для дополнительной экспертизы, чтобы уточнить неясности в деле.

«Её проводило бюро судебно-медицинской экспертизы в Краснодаре в 2023-2024 годах. Краснодарские врачи написали в заключении, что в течение года-двух после операции грудь снова обвисает и приобретает свой первоначальный вид. При этом они сослались на какие-то неизвестные источники без документального подтверждения», - сообщила Шаталова.

Краснодарские эксперты после осмотра Натальи посчитали, что у неё нет жизнеугрожающих состояний, которые потребовали бы операции. В то же время пациентка, по мнению врачей, может при желании устранить эстетические дефекты, если считает, что они есть. 

Представитель клиники в суде не признал исковые требования истицы. По его словам, результаты операции по увеличению груди нельзя предусмотреть на много лет вперёд, а установленный под грудную мышцу имплант может быть очень подвижным, что говорит об ослабившихся после вмешательства связках. Причин для этого, утверждает адвокат учреждения, могло быть множество, но сама операция не могла к этому привести. 

Позиция клиники - у истца реализовались риски, о которых его предупреждали в письменном согласии. Представитель учреждения также заявил, что пациентке предложили устранить асимметрию сосков, но она отказалась. 

В заключении неявившегося на заседание представителя управления Роспотребнадзора по Ставрополью говорится, что, по выводам экспертизы тяжесть вреда здоровью не установлена. Однако были допущены многочисленные нарушения, что даёт потребителю право на удовлетворение исковых требований.

Не было и представителя краевого минздрава. Профильное ведомство указало, что клиника не является подведомственным учреждением, качество медпомощи в нём не проверяли. 

Из экспертизы Карташевой следует, что Наталье требуется дополнительное специальное обследование и лечение. Помимо УЗИ и МРТ груди необходимо пройти стандартную предоперационную подготовку - госпитальный комплекс, ЭКГ, КТ или рентген лёгких, УЗИ сосудов нижних конечностей. Импланты нужно заменить на меньшие по объёму - не более 300 мл, а также укрепить грудь.

Снова наркоз и антибиотики

На судебном заседании 6 июня 2024 года Наталья снова показала снимки, на этот раз - сделанные спустя 2,5 года после операции. Они доказывают, что эстетический вид груди после операции только ухудшался. Видны многочисленные дефекты - обвисание, асимметричные соски и шрамы.

Однако судья постановила, что факт некачественной медицинской помощи не установлен, поэтому не удовлетворил исковые требования Натальи. По решению ей возместят лишь 40 тыс. рублей из расходов на адвоката.

Представитель пациентки Альбина Шаталова подала в Ставропольский краевой суд апелляцию. Дату её рассмотрения пока не назначили. 

«Прокуратура Промышленного района Ставрополя тоже не согласилась с решением суда и подала апелляционное представление в связи с тем, что неверно были применены нормы материального или процессуального права», - рассказала адвокат.

Сейчас Наталья испытывает сильный психологический стресс из-за того, что нужно делать повторную операцию, на которую нет денег, а затем соблюдать связанные с этим ограничения. Ей предстоит снова перенести общий наркоз и пройти курс антибактериальной терапии.

На полгода женщине также придётся забыть о беременности. Она переживает, что долгое время не сможет исполнять материнские и супружеские обязанности. В частности, ей снова понадобится помощь няни.