Вышел «за периметр»
Марина Тимченко, «АиФ-СК»: Специалисты бьют в набат, говорят, что ситуация напряжённая. Всё плохо? Сколько в крае людей с ВИЧ?
Денис Штанев: Проблема не в количестве, а в том, что вирус начал распространяться за пределами привычных групп риска и столкнуться с ним сегодня может, без преувеличения, каждый.
Больных в крае около 3500 человек. Как люди обычно узнают об этом диагнозе? Кто-то при прохождении медосмотра, кто-то при обращении в медицинскую организацию по поводу заболевания. Реже - при обследовании по личному желанию.
Если человек чувствует себя хорошо, он, как правило, не считает нужным сдавать тест на вирус иммунодефицита.
– Потому что рядовой обыватель не соотносит эту угрозу с собой, со своим образом жизни…
– Достаточно долго людям говорили, что это болезнь определённых групп – лиц, употребляющих наркотики, практикующих небезопасные виды секса. И в общественном сознании это закрепилось. Теперь достаточно сложно это ломать. Но необходимо, ситуация изменилась.
– Почему?
– Потому что вирус, который поначалу действительно распространялся среди наркоманов, проституток и гомосексуалистов, вырвался, как говорится, за периметр. Выявляя заражённых, мы всегда исследуем пути заражения. Если раньше преобладал наркотический, то теперь случаев заражения через кровь и половым путём 50 на 50. А это значит, что в зону риска попадают все люди, живущие половой жизнью. Именно этот фактор и предопределяет свободное распространение вируса в обществе, за пределам традиционных групп риска.
Учитывать надо и тот факт, что ВИЧ-инфекция – хроническое, неизлечимое заболевание. Но если человек наблюдается, выполняет рекомендации врача, принимает лекарства, он может жить так же долго, как и без вируса. А это значит, что количество людей, живущих с ВИЧ и способных передавать его другим, растёт. Увеличивается число контактов с ними здоровой части общества.
За счёт бюджета
– И как изменить ситуацию?
– Государство разработало стратегию борьбы с распространением ВИЧ. Среди ключевых групп - молодёжь, беременные, трудовые мигранты и т.д. Круг сильно расширился, можно говорить, что неуязвимых-то и не осталось.
За четыре года планируется обследовать практически всё население страны. Выяснить, кто болен, кто нуждается в терапии. Когда человек начинает получать лечение, количество вируса в организме у него снижается до неопределяемого. Чем ниже вирусная нагрузка, тем меньше вероятность заражения.
Если выявить 90% больных, 90% из них обеспечить высокоэффективной терапией и у 90% добиться неопределяемого уровня вируса в крови, это позволит остановить распространение ВИЧ. Это международная стратегия «90-90-90», на неё же опираемся и мы.
– А лекарства для терапии за счёт бюджета? Или больные сами должны их покупать?
– Ситуация с обеспечением лекарствами полностью под контролем государства. С прошлого года необходимые препараты закупаются централизованно. Лечение одного больного обходится в сумму от 13 до 380 тысяч рублей в год и финансируется бюджетом.
Большие средства сейчас выделяют и на профилактическую работу.
– Призывы сдать тест на ВИЧ можно увидеть даже на троллейбусах. Проверяют бесплатно?
– Бесплатно, даже если нет полиса. С собой нужно иметь только паспорт. Пройти процедуру у нас в центре можно и анонимно.
– А как защитить себя от заражения?
– Пути передачи вируса за всё время его существования не изменились. Вертикальный – от матери к ребёнку. Инъекционный – через грязные шприцы. Половой – при незащищенных половых контактах. Отсюда и рекомендации: пользуйтесь презервативами, ведите здоровый образ жизни и не теряйте контроль над своим поведением.
Смотрите также:
- Вирус по венам. Что привело к всплеску заболеваемости СПИДом на Ставрополье →
- СПИД не думает сдаваться →
- Пока еще спит? →