Битва за душу и тело. От наркомании исцеляют психологи и священники

День в реабилитационном центре начинается с утреннего собрания. © / БФ «Остров» / Из личного архивa

Наркозависимость – опасная болезнь, трудно поддающаяся лечению. Она поражает не только тело, но и психику, душу человека. Что можно противопоставить смертельной отраве, выяснял «АиФ-СК». 

   
   

Год трезвости

На узкой улочке на окраине Ессентуков, неподалёку от женского монастыря стоит небольшой двухэтажный дом. Во дворе – баня, теплица, небольшое подсобное хозяйство, по шпалерам вьётся виноград. С виду и не скажешь, что жители сражаются с опасным недугом, день за днём спасая свои жизни и души. Это центр социальной реабилитации благотворительного фонда «Остров».

«Мы можем принять до 15 человек, сейчас на реабилитации 12 мужчин от 21 до 55 лет, – рассказал директор фонда Вадим Бегляров. – Все приходят добровольно и могут уйти в любой момент. Мы никого не удерживаем принудительно, нет замков, решёток, охраны. Если человек хочет выздороветь, он остаётся и прилагает усилия».

Программы социальной реабилитации, как правило, рассчитаны на год. По опыту избавления от наркозависимости в России и за рубежом это оптимальный срок, за который человек исцеляет тело, привыкает к трезвости и учится жить в обществе. 

«Первые месяцы психотерапия не требуется – нужно привыкнуть к новым условиям, к трезвой жизни, – объяснил Вадим. – Первое, что делают в реабилитационном центре, – приучают к режиму. Каждый день у нас по расписанию – подъём, зарядка, приёмы пищи, уборка, групповые занятия, досуг».

Наркозависимость – опасная болезнь, а не просто вредная привычка или баловство. Поэтому центр сотрудничает с краевым наркологическим диспансером и краевой психиатрической больницей, где поступившие на реабилитацию могут получить консультацию врачей.

   
   

Учат критиковать и конфликтовать

День начинается с утреннего собрания, где обсуждают события предыдущего дня. Кому-то делают замечания, кого-то хвалят. Это главное мероприятие, позволяющее отслеживать состояние каждого реабилитанта и сообщества в целом. 

«У наркозависимых, как правило, неадекватная самооценка – они не умеют принимать ни критику, ни похвалу, – рассказал психолог центра Сергей Мокроусов. – На утренних собраниях мы учим обращать внимание на окружающих, взаимодействовать с ними, конструктивно спорить, доказывать свою точку зрения, отстаивать границы. Учим конфликтовать, иногда намеренно выводим из себя неконфликтного человека. Понимаем, что он избегает конфронтации, потому что подавляет агрессию. За пределами центра такое отношение к себе снова приведёт его к наркотикам. Чтобы избежать старой модели поведения, нужно научиться распознавать свои чувства и отвечать на вызовы окружающих».

В центре уверены: корни зависимости – почти всегда в семье. Причиной могут быть ссоры и развод родителей, холодность близких или же гиперопека и гиперконтроль. Раз болезнь эта семейная, то и выздоравливать должна вся семья. Поэтому для эффективного содействия лечению зависимости необходимо работать и с родными пациента.

«Раз в неделю проходит родительский день, – рассказал Сергей. – Раньше родители приезжали в центр, но с началом пандемии мы перешли на дистанционный формат работы – по видеосвязи. Так удобней – многие реабилитанты иногородние. Во время онлайн-занятий близким рассказывают, что происходит с членом их семьи, как он учится быть трезвым, как помочь ему исцелиться. При желании возможны и индивидуальные сеансы родителей с психологом».

Самоуправление как шаг к ответственности

Программа центра называется «Терапевтическое сообщество». Основные её принципы применил педагог Антон Макаренко, когда организовал самоуправление в приюте для трудных подростков. Исцеление строится на постоянном взаимодействии людей друг с другом.

«Мы создаём модель трезвого общества, здорового микросоциума, в котором у каждого есть права и обязанности, – рассказал Вадим. – В отличие от пансионов, здесь не живут на всём готовом. Для нас главное – воспитание, а не комфорт. Реабилитанты сами убирают, покупают продукты, готовят, стирают, возделывают огород, содержат в порядке птичник. Во-первых, люди приобретают навыки самообслуживания – некоторые до реабилитации не умели заправить постель. Во-вторых, учатся нести ответственность за себя и за других. Это поможет в дальнейшем, когда человек захочет создать семью и воспитывать детей».

В программе для любого участника предусмотрен статус. На каждом уровне – свои обязанности и привилегии. Новоприбывший в центр – кандидат. Когда он будет готов, может написать заявление, вступить в программу и стать новичком. Чтобы перейти на следующий статус, надо взять на себя какую-либо функцию, добросовестно выполнять её и получить высокие оценки сообщества на голосовании.

У каждого воспитанника есть права и обязанности. Фото: Из личного архивa/ БФ «Остров»

«Каждые полтора-два месяца распределяем, кто и за что будет отвечать, – объяснил Вадим. – Есть банщик, казначей, физрук, трудовик… Одна из самых сложных функций – хозяин дома. Он следит за порядком и делегирует задачи – кому мыть полы, кому готовить ужин. Хозяин дома постоянно сталкивается с себе подобными – с теми, кто не привык убирать, ленится, саботирует. Он вынужден принимать позицию родителя, искать рычаги воздействия и подходы. Потом рассказывает на собрании о своих успехах и трудностях, а остальные делятся своими впечатлениями и оценивают его работу. Так люди учатся справляться с трудностями, концентрируясь на делах. Иначе при малейшем стрессе и потрясении есть риск вернуться к наркотикам».

После стационарной программы сотрудники центра проводят постреабилитационное сопровождение выпускников. Для них также еженедельно собирают группы взаимопомощи, работает программа профилактики срыва. При необходимости человек может приехать в центр и провести в нём один или несколько дней, поработать с психологом, восстановиться.

Не сквернословят, а поют

В каждой комнате центра стоят иконы. Православная вера – важная часть исцеления. Реабилитанты ходят в храм, причащаются, постятся, а Новый год встречают в монастыре на горе Бештау. Задача центра – изменить сознание людей, поэтому воспитанникам настрого запрещено сквернословить, использовать жаргон.

«Мы перед открытием получили благословение владыки Феофилакта, архиепископа Пятигорского и Черкесского, – рассказал учредитель центра, кардиохирург, заслуженный врач РФ Леонид Виленский. – К нам приходит духовник, специализирующийся на работе с зависимыми людьми. Наравне с православием мы обращаемся к достижениям современной медицины и психотерапии».

Свободное от бытовых забот время участники программы посвящают спорту, прогулкам, арт-терапии и вокалу.

«Несколько лет назад мы применили метод вокалотерапии, – уточнил Вадим. – Пение помогает снять напряжение и обрести уверенность. Занятия проводит профессиональный педагог, он ставит ребятам голос, учит играть на инструментах. Как-то раз они даже сочинили песню и сняли клип. Ещё ходим в музеи, к нам приходят писатели и учёные. Это тоже важная часть реабилитации – научить получать удовольствие от самой жизни, без употребления вредных веществ».

Прямая речь

Илья, 21 год:

– Я самый младший участник сообщества. Начал курить в 12 лет, в 15 впервые попробовал траву, в 16 стал зависимым от синтетических наркотиков. Я просто плыл по течению, которое несло меня в пропасть. Впервые попал на реабилитацию в 19 лет, пробыл там девять месяцев, старался бороться, но сломался через год. 

В 20 лет я оказался в тюрьме. Вышел на свободу в августе этого года и снова принялся за старое. От меня отказались все, кроме бабушки с дедушкой. Друзей нет – часть я похоронил, другие отвернулись от меня. Я устал так жить.

В центре меньше месяца. Здесь сложные правила, распорядок. Подъём в семь утра – непривычно. Нельзя использовать сленг, а я давно не разговаривал иначе. Но меня поддерживает и сообщество, и Вадим Юрьевич, и наш психолог Сергей. Всегда можно прийти поговорить, попросить совета.

Кстати

На Ставрополье действует государственная программа реабилитации наркозависимых. Любой нуждающийся в помощи житель края может встать на учёт в наркологическом диспансере и получить сертификат на прохождение курса реабилитации в одном из аккредитованных центров. «Остров» принимает такие сертификаты. 

Центр сотрудничает с ФСИН России по Ставропольскому краю. Несколько лет благотворительный фонд становится победителем конкурса президентских грантов. Благодаря господдержке он осуществляет социальную реабилитацию людей, освободившихся из мест лишения свободы или имеющих наказание, не связанное с лишением свободы.