Во все времена наиболее развитые цивилизации отличались расцветом науки и искусства. Искусствовед Ольга Бендюк говорит, что сегодняшняя тенденция – подмена культуры развлекательными мероприятиями, акциями, шоу, зачастую дурного вкуса. «Профессионализм уходит», – уверена эксперт.
О том, почему Ставрополью сложно найти свою «визитную карточку» для туристов, чего не хватает современной инфраструктуре и каково состояние культуры в целом, Ольга Бендюк рассказала в интервью «АиФ-СК».
О культурных брендах
Анна Максименко, «АиФ-СК»: Сейчас регионы стремятся обзавестись брендами, «визитными карточками». Что могло бы стать культурным брендом Ставрополья? Какое у нас наследие?
Досье
Ольга Бендюк. Родилась в Ставрополе в 1963 году. Искусствовед. Окончила Уральский государственный университет им. А.М. Горького (г. Свердловск, ныне Екатеринбург), отделение истории и теории искусств. Работала в Ставропольском краевом музее изобразительных искусств, археологическом музее ГУП «Наследие». Член Союза художников России с 2012 года.
Ольга Бендюк: Так сложилось, что край наш переселенческий и молодой, ему всего-то чуть больше 200 лет, население его неоднородно по своим традициям. Поэтому сложно сказать, что может стать общим брендом. В XIX веке в столице края формировались культурные институты – зрелищные (театр), просветительские (библиотеки, театральные и изобразительные кружки), налаживалась выставочная деятельность. В «застойные» 70-е годы ХХ века шло поступательное развитие. Даже сувенирная продукция была – тогда еще подающий надежды кисловодский фарфор. К концу прошлого столетия из края уехали прикладники - были у нас свои ковровщики, художники гобелена, батика. Всё нивелировалось, приобрело странные формы. Но в связи с доминирующей сегодня темой туризма вновь вспомнили о пресловутом ставропольском сувенире. Появилась ставропольская хохлома, палех, какие-то панно и скульптурки из соленого теста с разудалыми тетками. Хотя сегодня популярна и тема казачества. Это целый комплекс исторических, культурных, бытовых явлений. У нас в крае уникальное явление - казаки-некрасовцы, проживающие в поселке Новокумский Левокумского района. Они, в целом, то, что называется «объект нематериального наследия». Покинувшию Россию в начале XVIII века, прожив более 250 лет в Турции и вернувшись в 1962 году в СССР, они – живые носители русских традиций допетровской эпохи. Казаки-некрасовцы – настоящее Эльдорадо для региона, в котором сплетаются интересы многих областей науки, культуры, искусства, туризма, экономики.
«Мёртвая» деревня
– В Левокумском районе некоторое время назад создали этнодеревню казаков-некрасовцев. Что с ней сейчас?
– Понятие «этнодеревня» достаточно условно. По отношению к этому проекту, не знаю, как определить данное явление: строения, не имеющие отношения к традиционному некрасовскому жилищу, мельница зачем-то (сроду они не были связаны с зерновыми). В России достаточно специально выделенных мест, где есть недвижимые памятники (аутентичные или реконструкции), где проводятся этнографические исследования и развлекательная работа с туристами. Раньше это были музеи-заповедники под открытым небом, как архангельские «Малые Корелы» и петрозаводские Кижи. По существу, это музеи деревянного зодчества. Здесь и сохранность подлинника, и научно-исследовательские, и просветительские направления. Наша «этнодеревня» – это такое ландшафтно-культурное пространство, во многом имитационное. Главное - определить цель создания: для чего? Сохранение ценных, уникальных и типичных, архитектурных сооружений, традиционных для данной местности? Нет. Демонстрация планировочных и пространственно-организационных этнических традиций? Этого тоже там нет. А вот демонстрация основных хозяйственных, бытовых, культовых особенностей общины некрасовцев (там, кстати, еще и община молокан проживает) и проведение традиционных обрядовых ритуалов – может быть. Но нужны специалисты, которые будут этим заниматься, и, прежде всего, необходимо участие самих носителей этих традиций. А еще - развитая инфраструктура. Ехать до нашего посёлка долго. По трассе – ни кафе, ни туалета. В поселке дороги разбиты, ни мотелей, ни гостиниц. В этнодеревне – ряженые девушки, можно попробовать сомнительного кислого вина. Три часа туда, три - обратно. Мне, туристу, это зачем?
Вдохновение под заказ
– Почему к культуре сформировалось такое отношение?
– Традиция у нас такая: «не благодаря, а вопреки». Культура всегда и финансировалась по остаточному принципу, но вся культура не исчезнет, её слишком много. А вот то, что в крае из общеобразовательных школ исчез предмет «Мировая художественная культура», это плохо. Формально есть, но кто и что преподаёт? В лучшем случае гуманитарий-предметник додаёт то, что не успел в свои часы. Почему так уверенно говорю об этом? Дело в том, что когда наши ставропольские дети едут поступать в Москву или Санкт-Петербург (в вузы с творческими профессиями), там есть собеседование и тестирование и по МХК, и дополнительно вопросы по региональным компонентам. Например, скифо-сарматский период (это как раз наш регион) преподавателей часто интересует, а ставропольские абитуриенты ответить на эти вопросы не могут. Хотя низкий уровень культуры – сегодняшняя реалия не только на Ставрополье.
– Как можно оценивать? Каждый художник решает для себя сам: работать на покупателя или для вечности. Всегда было так. Последнее тоже опасно, можно решить для себя, что делаешь шедевр, мучить себя и родных, а на самом деле, кроме пустоты, ничего. Но недавно в Москве проходила выставка «Молодость России». Это художники до 35 лет. Порадовалась. Много скульпторов, прикладников, которые работают в материале, монументальных формах. Кстати, наш край там выглядел достойно – был представлен шестью интересными авторами. Очень многие имена привлекли внимание, есть хороший потенциал, перспективы. Если, конечно, не бросят заниматься искусством.