Вернуть зрителя. Актёры Северо-Осетинского театра играют в пустой зал

Северо-Осетинский академический театр / Из личного архива

Всё свободно

К сожалению, нынешний сезон пока сопровождался аншлагом только на открытии в честь дня рождения поэта, драматурга, философа и просветителя Коста Хетагурова. На сцене театра показали спектакль «Фатима» по его поэме. Премьерный показ состоялся  весной этого года, и его буквально разобрали по косточкам. И тут режиссёр отошёл от оригинала, и там. Обсуждали главных героев, детали, костюмы, сравнивали нынешнее прочтение с художественным фильмом. Министр культуры после просмотра спектакля даже заговорил о возвращении худсоветов.

   
   

«Но это только отзывы, - сожалеет режиссёр, много лет проработавшая в театре Роза Бекоева. – Сегодня в республике нет профессиональных театроведов, а поэтому некому дать и профессиональную рецензию». 

Причину полупустых залов она видит в отсутствии в театре сильной литературной части, причем уже много лет. Надо знать и законы драматургии, и сам театр изнутри, чтобы  искать пьесы, работать с драматургами  и формировать репертуар. По мнению многих, в республике есть и классика, и современная литература, но нет тех, кто переложил бы её на язык театра. Пьеса Асахмата Айларова «Коробка конфет», которая шла практически сразу после «Фатимы»,  собрала всего 50 человек на 600 посадочных мест. А ведь это тоже премьера прошлого сезона, причём комедия положений с ярко выраженной сатирической направленностью.

На кого ходить?

«Раньше в театр ходили на имена, - рассуждает новый худрук и главный режиссёр Владислав Колиев. – Сейчас у нас тоже есть талантливые актёры с хорошей театральной школой. Но каждому из них, как бриллианту, нужна огранка. И этим должен заниматься режиссёр». 

Переломить в корне ситуацию, которая формировалась годами из-за отсутствия качественного репертуара, нужного количества премьер, скудости технических средств, непростой обстановки в коллективе, – задача сложная. Актёры вынуждены играть в пустой зал. И откуда же у них  возьмётся стимул для собственного роста? Да и просто кураж, так необходимый, чтобы зажечь публику.

Но коллектив не сдаётся. Ноябрь начали премьерой спектакля по одноактным пьесам классика осетинской драматургии Елбыздыко Бритаева «Побывавший в России» и «Лучше смерть, чем позор». В конце ноября театралам предлагают посмеяться над комедией «Жена по контракту», а в новогодние праздники повеселиться под музыку вместе с «Котом в сапогах» и «Снегурушкой».  Есть грандиозные планы и на весну.

В театр…по понедельникам

Театру очень нужен репертуар, который будет соответствовать его званию - «академический». Руководители готовы учесть даже местный менталитет и перенести спектакли на будничные дни с началом в 19.00.

   
   

«В выходные дни люди ходят на свадьбы, кувды, навещают родственников в селе, и мы не может это не принимать во внимание», - поясняет Владислав Колиев.

Повлияет ли это решение на наполняемость зрительного зала, пока не знает никто. Понятно, что время и место важно, но куда  важнее актуальность и качество постановок, свет, звук и декорации, которые сегодня больше напоминают провинциальный клуб, нежели театр республиканской столицы. 

Смотрите также: