Северный Кавказ, давно проникший в литературу, поэзию и художественное искусство, уже прочно закрепился и в кинематографе. Горные пейзажи появились в сотнях фильмов разных жанров и направлений: от документального кино до экспериментальных короткометражек. Но, скорее всего, режиссёрам нравится не столько зрелищность видов, сколько события, которые на фоне этих самых видов разворачивались. Это отчётливо прослеживается в лентах, снятых на Кавказе – все они, так или иначе, про войну. Корреспондент «АиФ-СК» собрал ТОП-10 самых ярких киноработ, рекомендуемых к просмотру.
1. «Кавказ». Полуторачасовая драма азербайджанского режиссера и сценариста Фарида Гумбатова погружает зрителя в историю, полную любви и страха. Это кино о том, как молодая москвичка выходит замуж за кавказца, но идиллия длится недолго: после пышной свадьбы в горах начинается война. Гумбатов выдвигал свою ленту на «Оскар», но фильм не был зачислен в номинанты и не добрался до кинокритиков. Что же касается зрительского мнения – одни нашли фильм наивным и пафосным, другие – душевным и искренним.
2. «Кавказский пленник». Существует 4 фильма с таким названием: русско-итальянская короткометражка, снятая в 1911 году; биографический фильм об обстоятельствах гибели Лермонтова 1930 года; драма уже 1975 года об офицере Жилине и его товарище, которых взяли в плен татары; и, наконец, самый свежий «Кавказский пленник» Сергея Бодрова-старшего. Картина 1996 года повествует о первой Чеченской войне. Двух раненых русских солдатах забрал житель горного аула, чтобы выменять на своего сына, которого взяли в плен наши соотечественники. Фильм снимали в селах Дагестана и городе Дербенте. Лента завоевала восхищенные отзывы ценителей киноискусства, а также выиграла 5 номинаций премии «Ника».
3. «Блокпост». Русская военная драма 1998 года получила прочную оценку «не шедевра, но качественного фильма». На экране – быт русских солдат: расплата за преступление, которое никто не совершал, интрига с неизвестными снайпером, ведущим свою игру, и, конечно, любовь. Замешав смесь из, казалось бы, привычных драматических элементов, режиссер Александр Рогожкин получил на выходе вполне съедобную кинематографическую картину длиной в полтора часа. Без ляпов, к сожалению, не обошлось: патроны калибра 5,45х39 в финальной сцене оказываются каким-то образом пригодными для винтовки калибра 7,62х54.
4. «Приказано забыть». Историческая драма бросает зрителя в кровавый 1944 год. Сталин приказывает депортировать народы Северного Кавказа, и, боясь стать жертвой репрессий, многие чеченцы и ингуши бежали в горы. Но страх за родных заставил их спуститься обратно. И стать свидетелями жуткой картины: сотни жителей аулов заживо сожгли войска НКВД. Картина Хусейна Эркенова об эпицентре бесчеловечности к показу в России запретил Минкульт: Владимир Мединский отказал в выдаче прокатного удостоверения.
5. «Война». Никакой войны в панорамном виде, к которому нас приучило советское кино, на экране не будет. Война у Алексея Балабанова – это конфликт характеров, противостояние убеждений и принципов. Действие фильма происходит во время Второй чеченской войны: сюжет же картины, начинающейся с домашнего рабства пленников, весьма витиеват, и включает в себя апелляции к «Кавказскому Пленнику» Бодрова-младшего, и даже к «Брату», как заметили некоторые аналитики. Ленту снимали в Кабардино-Балкарии, Северной Осетии, Чечне, Москве, Санкт-Петербурге, Тобольске и Лондоне.
6. «Марш-бросок». Молодой детдомовец уверен: его место на войне. Парень проходит подготовку и попадает в Чечню, где воюет в элитных войсках спецназа. Главный герой, возможно, несколько идеализирован: сражаясь, он умудряется совершать подвиги по обе стороны фронта под музыку «Кино» и «Тату». Критики оценили ленту как исполненную где-то даже нездоровым оптимизмом картину с чертами советского кино, хоть и снят фильм уже в 2003 году. Тем не менее, народное мнение о работе в целом положительное: средний балл – 7 из 10.
7. «Чистилище». Бои за больницу в Грозном, которую заняли российские солдаты, выглядят крайне натуралистично во многом потому, что режиссер картины Александр Невзоров на самом деле был в госпитале. В основу сценария легли реальные события: 4 января 1995 года группа боевиков во главе Дукузом Исрапиловым, которого играет Дмитрий Нагиев, штурмуют больницу. На экране – изобилие сцен насилия, боёв и смертей. Однако этот фильм хорош уже хотя бы потому, что после показа картины люди в метро и машинах активно подавали деньги инвалидам в колясках и в камуфляже.
8. «Живой». Это фильм о том, как выживший на Чеченской войне боец, вернувшийся домой без ноги, мучается от чувства вины: друзья-сослуживцы спасли его ценой собственных жизней. Боец пускается на поиски могил товарищей и находит на одном из надгробий своё фото. Мистическая драма с Алексеем Чадовым в главной роли, кроме неожиданной развязки, удивляет и саундтреком: Сплин здесь соседствует с Егором Летовым, а Гарик Сукачёв – с Бутч.
9. «Грозовые ворота». Многосерийный фильм по мотивам романа «Рота уходит в небо» получила массу положительных отзывов от ценителей жанра военной драмы. События картины разворачиваются на Серверном Кавказе: обороняя перевал, русские солдаты вступают в сокрушительный бой, в котором гибнет почти вся рота. Кстати, изначально фильм планировали назвать «6 рота», но из-за сходства с «9 ротой» Бондарчука, которая снималась в то же время, авторы выбрали другое название.
10. «Мёртвое поле». Это кино часто называют примером того, как за небольшие деньги создать хороший фильм. Зрителю показан эпизод Чеченской кампании: русские солдаты на границе Чечни и Ставропольского края получают приказ разминировать заброшенное поле, за которым давно закрепилась слава «мёртвого». Игра актёров убедительна и экспрессивна, а вот музыки маловато – отрецензировали критики.
Смотрите также:
- В гостях у маньяка. Кино, снятое на Ставрополье, представит Россию в Каннах →
- Русский драматический театр открыл театральный сезон в Грозном →
- Российское кино возвращается →