Краски замешивают на белом вине. В Северной Осетии учат писать иконы

Написанные Олланой иконы хранятся в храмах и частных коллекциях. © / Оллана Айларова / Из личного архива

Вот уже несколько месяцев при Владикавказской и Аланской епархии работают курсы иконописи. Ведёт их выпускница иконописной школы при Московской духовной академии, член Союза художников РФ Оллана Айларова.

   
   

Дипломная работа - лик мученика

Оллана из семьи художников: Таймураз и Татьяна Айларовы - известные в республике живописцы. Таймураз - народный художник Северной Осетии, реалист. Иконописью восхищается, но сам не занимается. Татьяна - заслуженный художник республики, много лет преподаёт. Среди её учеников известные современные художники - Аслан Хетагуров, Диана Бигаева, Армен Гаспарянц и др. Своим необычным именем Оллана обязана героине оперы выдающегося осетинского композитора Ильи Габараева, а своей любовью к церковной живописи - книгам по изобразительному искусству, которые девочка могла рассматривать часами, и отсутствию телевизора в доме.

«Я восхищалась всем, скульптурой, архитектурой, живописью, но иконопись привлекала особо. Она казалась мне таинственной и загадочной», - говорит Оллана.

Девушка стала первой на факультете искусств Северо-Осетинского государственного университета, кто защитил диплом работой по иконописи - житийной иконой святого мученика Николая Двала. Сейчас, после окончания иконописной школы при Московской духовной академии, куда она поступила с первого раза после окончания СОГУ, несмотря на большой конкурс, эта икона кажется ей наивной. Ещё бы, в творческом багаже Олланы уже более 20 икон, которые размещаются в храмах Северной Осетии, России и за рубежом, хранятся в частных коллекциях. Одна из них - Свято-Крестовская икона Божией Матери в кафедральном соборе Святого Георгия во Владикавказе. Чеканный оклад из серебра для неё изготовил ювелир Игорь Алёхин. Это единственная иконография Божией Матери северокавказского происхождения.

Мечта о создании школы иконописи на родине у Олланы родилась ещё в Москве. Когда вернулась в Осетию, было несколько попыток это сделать, были и желающие, но всё как-то не складывалось. Встретившись с епископом Владикавказским и Аланским Герасимом, который недавно прибыл в Северную Осетию, чтобы возглавить епархию, Оллана сразу нашла понимание, и пятого января этого года, когда вся страна ещё отмечала Новый год, школа начала работать. Пока в ней семь учеников, но желающих учиться куда больше. Это люди самых разных возрастов и профессий, но их объединяет одно - желание заниматься иконописью. У кого-то есть начальное художественное образование, у кого-то нет, кто-то планирует поступать на факультет иконописи, кто-то рисует для души. Педагог не скрывает своего восхищения от усердия учеников, отсюда и результат.

Зина Сугарова оканчивает фармацевтический факультет университета, но планирует связать свою дальнейшую жизнь с иконописью.

«Мне это очень нравится, я дома пыталась рисовать иконы, хотя у меня за плечами только незаконченная художественная школа, - говорит девушка. - Как только узнала, что открываются курсы, сразу решила - пойду. Хочу попробовать поступить на факультет иконописи в Москве».

   
   

С молитвой и для молитвы

Школа работает по программе московских коллег, но в ускоренном режиме - год за два. Начинают с молитвы, чтобы смирить душевные страсти и спокойно приступить к «творению». Сначала учатся копировать древние иконы, причём с самых простых её элементов: домиков, деревьев и т.д. Потом идёт фигура, проработка складок, других деталей. Самое сложное - это изображение лика, к нему приступают в последнюю очередь.

Изучают не только техники, чтобы всё соответствовало канонам, но и богословие, историю Церкви, церковного искусства, ведь икона - это богословие в красках. Её пишут с молитвой и для молитвы. Краски только натуральные: их растирают на стекле специальным приспособлением курантом и добавляют для сцепки яичный желток, уксус или белое вино. Рисуют на досках, холст недолговечен. Как правило, иконы не подписывают.

«Полагаю, что иконописные курсы, которые мы открыли при духовно-просветительском центре, очень важны и для Владикавказской епархии, и для Осетии - Алании в целом, - говорит владыка Герасим. - Пока у нас есть только начальные классы, и ученики только-только осваивают азы иконописи, но, безусловно, мы ставим перед собой такую серьёзную задачу, как развитие национального церковного искусства. Конечно, у нас уже есть свои иконописцы, но мне кажется, что во многом потенциал церковного искусства в Осетии ещё не раскрыт. Хотелось бы, чтобы наша осетинская иконописная школа нашла своё особенное место в рамках православного мирового церковного искусства».