Нарт Реваз добродушно посмеивается в бороду – седая, сказочная, она не прячет открытой его улыбки. Рядом со своими деревянными скульптурами он сам – как часть большого кавказского эпоса. Эпоса нартов.
«Когда мы увидели его работы, стало понятно – уникальный резчик, – говорит Рита Таова-Ашхотова, директор Государственного Кабардино-Балкарского музея изобразительных искусств имени А. Ткаченко.– В общей сложности на выставке более 100 работ, настенные панно, деревянные скульптуры разных периодов творчества мастера».
Реваз Виссарионович тонко чувствует материал, дерево в его руках оживает, поёт. Это не пустые слова – вернисаж на самом деле звучит.
А вот с музыкой у Нарта Реваза как-то не сложилось. Лет 70 назад мальчишка-подпасок в Панкисском ущелье вырезал свою первую свирель. «Коровы и телята не разбегались, но на мой талант не обращали внимания, – мастер словно смотрит сквозь время, в далёкое военное детство. – Девушки тоже не восхищались – у нас все играли на чонгури. И пели. Я тоже пробовал, но особо не отличился».
Окончил академию художеств, занимался живописью, но манило дерево – теплотой и фактурой.
Яблоко из… груши
Особая любовь к груше – удивительная древесина, убеждён мастер. Для своего главного труда – композиций нартского эпоса выбрал именно грушу и липу – твёрдую и мягкую породы. «Я давно хотел в Кабардино-Балкарии свои работы показать, как и на Ставрополье, в Карачаево-Черкесии. Нарты – эпос всего Кавказа, наш общий эпос, объединяющий, я замысел много лет вынашивал, всё представлял, – как это будет, как выглядят мои герои, какие ключевые моменты отобразить». Он начинает повествование с самого начала – с чудодейственного яблока нартов. «А яблоко из чего вырезали? – влезаю в сказочный рассказ. «Из дорогой и любимой груши», – не меняя тональности отвечает мастер. И продолжает – про братьев-близнецов, подводное царство. И фигуры, вырезанные из эпоса, увлекают в былинную древность…
Дерево – моя судьба
Реваза с той самой первой пастушьей свирели зацепило. Мастер уверен, у каждого дерева – свой неповторимый звук.
Много лет назад на рыбалке заприметил выброшенный на берег корень, до того понравился – потащил с собой. Из этого корня-ореха «родился» Демон – лермонтовский герой. Катался мастер на лыжах в Бакуриани, увидел жилистое корневище дикой черешни – несколько километров волок по заснеженному склону: с середины 1960-х в его коллекции – змея. Из части другого ствола – многовекового дуба – вырезал лет 30 назад кресло. С тех пор оно помогает воплощать мечты. Посиди, загадай – сбудется.
Только мыслей недобрых не держи, кресло – из намоленного дерева, оно у базилики росло, в святом месте, что теперь под водой. «Там водохранилище Жинвальское, это не доезжая Мцхеты, по дороге на Тбилиси».
Родина и прародина
Грузия – родина мастера Реваза. «Я в селе Квемо Халацами родился почти 85 лет назад. Осетины все, но фамилию нам писали на грузинский лад – Нарткошвили. Я даже в Институт истории и этнографии обращался, специально узнавал, как и почему. Фамилия наша – Нарт. Теперь так и записано – хочешь, паспорт посмотри». Он рассказывает историю рода – эпическое повествование, заслушаешься. Пра-пра-прадеды, ущелья-урочища, родовые башни, путешествия, сражения. Фамильные легенды, семейные предания, переплетены веками-расстояниями…Он с гордостью рассказывает о сыновьях и внуках. Младший сын – философ и историк, старший – художник и музыкант, внук тоже с музыкой связан. Правнучка пока одна – Настя, 4 года. «Она в Америке живёт, уже в балетную школу ходит. С юмором – в меня. Я бы такой портрет её вырезал! Она уже знает, из какого рода – принцесса Бада. Там, в Баде, родовая башня Нартов. Чуть ниже нашей– башня Дзасоховых».
Здесь всегда солнце
Реваз подробно объясняет: это Северная Осетия, Алагирское ущелье, налево от селения Мизур, мост перейдёшь и 6 километров вверх по ущелью. Здесь охраняли рубежи аланы-воины. О том напоминают полуразрушенные фортификационные сооружения, замки, сторожевые башни – символ боевой славы предков и след из средневековой истории. Отголоски переселения народов древних аланских племен, отправившихся на освоение новых земель… «Мои предки из древнего форта Бад. В этих местах было средоточие аланской аристократии, говорят, у нас общие корни с Давидом Сосланом – мужем грузинской царицы Тамары». Южные предгорья охраняли от набегов пращуры Нарта Реваза, в поисках новых земель начали двигаться в сторону Грузии – на территории нынешней Южной Осетии тоже возвели родовую башню, затем осели в Панкиси. Но эта, в форте Бад, – родоначальница. «Увидев эти места, я влюбился навечно. Мечтаю воссоздать здесь родовое гнездо, где найдут приют мои работы».
– Нарт Реваз – старый мастер, дело не в возрасте, дело в школе и традиции. Таких мастеров на Северном Кавказе единицы. Он классик жанра, – констатирует Рита Таова.
У меня на языке вертится – «последний из могикан». Большой Мастер, классик этно, а ещё мастер Доброго Слова, мастер-сказитель, заражающий волшебством. Позитивом, по-современному. Преданиями, в которые я уже верю.
Смотрите также:
- Графика военных лет. Александр Гайдин рисует войну по детским впечатлениям →
- Яблони из Мекки. В КБР воссоздают этнографический комплекс →
- Портрет художника →