В Северной Осетии завершается выставка, посвящённая самоизоляции и пандемии

Антон Вальковский / Из личного архива

В Северной Осетии молодые художники, урбанисты, архитекторы переосмыслили пандемию в экспонатах выставки «Колесо Балсага. Особая ситуация» которая завершается в Национальном музее республики 22 ноября. В её названии упоминается персонаж нартского эпоса - огненное карающее колесо, которое мчится через горы и равнины, сминая всё на своём пути, включая человеческие судьбы. «Можно провести аналогию между Колесом Балсага и коронавирусом, ведь пандемия точно также разрушает наши планы и жизни», - говорит куратор выставки Антон Вальковский.

   
   

Он напоминает, что Северная Осетия стала центром ковид-диссидентсва: прошли массовые протесты против самоизоляции, была сожжена телекоммуникационная вышка, которую местные жители считали виновной в распространении коронавируса. На Северном Кавказе очень тесные социальные связи, поэтому ограничения переносятся тяжело, а то и вовсе игнорируются. В такой «особой ситуации» художники решили обратиться к национальным традициям, в том числе самоизоляции во время эпидемий чумы в некропле Даргавс, переосмыслить их и предложить обществу новые модели общения.

«Алёна Шаповалова в своём видеоарте «Полтора метра» размышляет, как может существовать традиционное осетинское застолье в условиях пандемии. Аида Манукянц и Алёна Бутаева поработали над традиционными масками, сделав упор не на их функциональность, а на обрядово-культовое, обережное значение. Зинаида Кулиева создала оммаж (работы-подражания в знак уважения) творчеству Махарбека Туганова - одного из основателей осетинской школы живописи, показывая как изобретения науки и техники могут помочь в спасении людей, - рассказал куратор выставки. - Мира Плиева заметила, что во время пандемии стали популярными татуировки-обереги. На теле бывшего военного она создала рисунок на основе традиционной иконографии - с сарматским щитом и фарнами (божествами), которые иллюстрируют его жизнь и программируют позитивное будущее» .

В экспозиции были работы 17 авторов, которые входят в самоорганизацию Hæshtæg, что в переводе с осетинского значит «близкие», но при этом созвучно с международным словом «хештег». Ребята сняли о себе документальный фильм и накануне, 21 ноября, показали его посетителям выставки.

Творческая молодёжь объединилась ещё два года назад. Сначала проводила квартирные вернисажи, затем собиралась в арт-пространстве «Революция». Первым крупным проектом стала выставка «Подними голову» в здании университета с купольным потолком. В прошлом году Hæshtæg создала экспозицию «Осетинское море» в центре искусства урбанистики в Берлине, а в этом году представила «Колесо Балсага».