Его называют самым таинственным и зловещим местом в Северной Осетии. «Город мертвых» в селении Даргавс. Самый крупный некрополь Северного Кавказа - 97 склепов XIV-XVIII веков нашей эры. Охраняется ЮНЕСКО. Именно здесь находили своё прибежище, как сегодня сказали бы, уходя в добровольную изоляцию, заболевшие чумой. Подробнее о «Городе мёртвых» - в интервью «АиФ-СК» с кандидатом исторических наук Ниной Тедеевой.
В ладье по реке забвения
Лилия Григорова, «АиФ-СК»: Нина Васильевна, как появился «Город мёртвых»?
Нина Тедеева: Это типичное для средневековой Осетии захоронение. Обычно места для погребения располагались на участках, которые были непригодны для пахоты. В Даргавском некрополе находятся склепы трёх типов: наземные с пирамидальной или двускатной крышей, полуподземные и подземные. По тому, как были устроены усыпальницы, можно определить знатность и богатство рода, которому они принадлежали. Склепы с пирамидально-ступенчатыми перекрытиями возводились представителями знатных фамилий, полуподземные и подземные были местом захоронений менее знатных родов. Они становились усыпальницами для нескольких поколений одной фамилии. Часть сооружений имеют два-три яруса. Когда свободного пространства внутри не оставалось, горцы пробивали в стенах пазы для балок, на которые затем укладывали доски в виде настила.
В некрополе захоронено несколько тысяч человек. Самые древние мумии уложены в ладьи с веслами. Это связано с верованиями о том, что попасть в загробную жизнь можно, только переплыв реку забвения.
- Сейчас, когда из-за коронавируса повсеместно вводятся разного рода ограничения, некоторые называют «Город мёртвых» одним из самых ранних на Кавказе примеров самоизоляции.
- К самоизоляции человечество прибегало не раз, когда сталкивалось с той или иной эпидемией, это зачастую оказывалось эффективнее лекарств и прочих мер борьбы с распространением заразы. В конце XVIII и начале XIX веков в период эпидемий холеры и чумы, чтобы не заразить окружающих, больные целыми семьями, с детьми на руках уходили в склепы умирать, давая таким образом шанс выжить ещё не заразившимся. Брали пищу, воду и в погребальных одеждах ждали смерти. Их тела до сих пор остаются в склепах.
Если случалось чудо и человек выживал, то он возвращался домой.
– Самоизоляция помогла остановить чуму?
– Сложно ответить на вопрос. Но некоторые элементы обрядов осетин, сохранившиеся до наших дней, подтверждают, что в период эпидемий горцы соблюдали строгие карантинные меры. Например, в обрядности праздника «Фацбадан» есть правило: «В село нет въезда и выезда, пока идут празднования». Оно, по мнению исследователей, является частью реконструкции событий, связанных со вспышкой чумы.
Самые страшные клятвы – у могил предков
- Склепы города мёртвых хорошо сохранились. В чём причина?
- В самом месте расположения: сухой климат, горная местность, отсутствие застоя воды, продуваемость. Наземные склепы с двускатными многоступенчатыми крышами позволяют воде стекать, а не проникать внутрь усыпальниц. Эти же факторы способствовали мумификации останков.
– «Город мёртвых» окутан множеством тайн и легенд. Говорят, что местные сюда не ходят. С чем это связано?
– У осетин развит культ предков, это часть скифо-сармато-аланской культуры. Считается, что самые суровые клятвы давались на могилах предков, а осквернение могил смывалось только кровью. Поэтому склепы окутывались «заградительными» историями о том, что всякий, кто из простого любопытства рискнёт туда проникнуть, поплатится жизнью. Такое табуирование передавалось из поколения в поколение и не способствовало праздному времяпровождению на территории захоронений.
А после эпидемии чумы держаться подальше от мест массовых захоронений заражённых помогал и страх перед новой вспышкой эпидемии. Ведь, как известно, чумная палочка живёт более 300 лет. Перед началом исследования Даргавского некрополя, в середине XX века, учёными были сделаны специальные пробы, которые не подтвердили наличия чумного возбудителя, но даже это не давало полной гарантии безопасности, и участники экспедиции предпочитали работать в резиновых перчатках.
- До советского времени «Городом мёртвых» никто не интересовался. Первые исследования начались в шестидесятых годах. Сегодня они продолжаются или уже всё известно об этом сакральном месте?
– Продолжаются. В ущелье археологами Института гуманитарных исследований им. В. И. Абаева ведётся исследование Даргавского катакомбного могильника, случайно обнаруженного в 1993 году и связанного с проживанием на этой территории аланов в VI-XII веках.