Борцы за космос. Как появился нартский эпос на Северном Кавказе?

В прозе и стихах

«Нартский эпос сохранился у карачаево-балкарцев, осетин и адыгов. Его элементы прослеживаются у абхазов, абазин, ингушей, чеченцев, некоторых дагестанских народов. Это как устная народная Библия», - рассказывает завотделом языковедения и фольклора Карачаевского НИИ Харун Акбаев.

   
   

По его мнению, нартский эпос - продукт религиозного мировоззрения. Но авраамические религии здесь ни при чём. Абсолютно все национальные варианты сказаний о нартах чётко вписываются в концепцию более ранней для Кавказа религии - тенгрианства.

Тенгрианство было распространено на огромной территории, охватывало значительную часть евразийского континента. На Северном Кавказе появилось ещё до нашей эры и существовало вместе с другими религиями до конца XIX века.

Тенгрианская иерархия представляла собой пирамиду, над которой возвышался породивший всё сущее эфемерный бог Тенгри. Сверху вниз располагались покровители стихий и эманации верховного бога, ангелы, цари и князья, жрецы, простые люди.

В нартском эпосе рассказывается о жизни и смерти героев, есть описание загробной жизни, совпадающее с тенгрианским, где нет ада и рая, Божьего суда и т.д. Ни один вариант эпоса не содержит признаков, присущих трём авраамическим религиям, зороастризму и другим верованиям.

Акбаев считает, что нартский эпос полностью сформировался не позднее VI-XII веков нашей эры и существовал одновременно в двух формах - стихотворной и прозаической. У каждого народа были профессиональные сказители, хранившие сакральный для них эпос в стихах. На обывательском уровне чаще использовалась проза.

Битва с хаосом

«Нартский эпос - это не волшебные сказки, героические сказания или конкретные исторические сюжеты. Если изучать его как цельный комплекс, мы видим ответы на вопросы происхождения земли, мира и нартов. Задача у нартов только одна - бороться с хаосом и установить космос, то есть порядок», - говорит Акбаев.

   
   

Во всех национальных вариантах эпоса нарты имеют общие черты и характеристики, достаточно схожие по звучанию и написанию имена. У них нет человеческих качеств, чувств и слабостей, рождаются и умирают они не так, как люди. Очень похожие на бесполых ангелов небесные нарты сотворены богами стихий для борьбы с порождениями хаоса. От небесных появляются земные нарты.

Одни из врагов нартов - это харра, огромные человекоподобные и всеядные существа, заросшие красными волосами. Чудовища могут пожирать огонь - питаться вулканической лавой, кометами и метеоритами. Воюют нарты также с эмегенами или людоедами-великанами, полулюдьми-полуживотными с одной или несколькими головами, а также с исполинскими пауками.

Один из главных героев-нартов в эпосе карачаево-балкарцев Ёрюзмек сражается с Кызыл Фуком. Это злой дух, живущий в стеклянном замке в небе. Он стал первым князем нартов и обложил их непомерными налогами. У него было орлиное оперение в качестве шаманского атрибута и волшебный перстень. Фук управлял стихиями и ездил на коне-драконе.

Чтобы Ёрюзмек смог добраться до злого духа и убить его, им выстрелили из пушки, и он попал во дворец Кызыл Фука.

Случалось, что нарты заключали браки с некоторыми из чудовищ. Так, в карачаево-балкарском варианте эпоса старший сын первого нарта и полубога Дебета Алауган женился на женщине из племени эмегенов.

Кстати
Отдельные историки связывают нартский эпос с конкретными историческими событиями, проводят параллели с завоеваниями Тамерлана и Золотой Ордой. Но эти события происходили намного позже, чем сформировался эпос. По мнению некоторых историков, героические песни о них попали в эпос ошибочно.

В борьбе с хаосом функции небесных и земных нартов разнятся. Небесные побеждают чудовищ, а земные устанавливают окончательный порядок. После этого нарты возвращаются в стихии, из которых появились, и дремлют, ожидая часа, когда вновь появится угроза.

Например, рождённый в камне земной нарт Сосруко - сын небесных нартов Ёрюзмека и Сатаней - попадает в подземный мир, где проходит семь ярусов, описываемых в тенгрианстве. На каждом из них ему приходится платить дань. Но только на последнем, почётном кругу его принимают как героя.

«Поздние герои, включённые в эпос, так называемые младшие нарты - это обычные люди: князья или рыцари. Мне кажется, они попали в эпос из средневековых саг благодаря писателям и составителям», - говорит Харун Акбаев.