В Кисловодске открылся фестиваль «Лев Толстой и Кавказ» (08.07.2013)

Точка зрения:

Тамара Лобова, писатель, краевед:

 – Толстой – первый писатель, написавший Совесть с большой буквы. В 4 года я училась складывать слова по его книге «Недельное чтение». Дореволюционное издание с «ерами» и «ятями» сохранилось у нас в Таджикистане, куда сосланы были казачьи семьи. Обездоленные, голодные, вырванные с родной земли, мы учились жить и читали Толстого. И всю жизнь я его читаю и перечитываю. Он попал на Кавказ молодым, попал в обыденный мир обычных людей, мир реальный, где человек бесхитростно прост и открыт. Толстой пронёс восхищение и упоение этим миром через всю жизнь, вот где истоки его духовных исканий. Они здесь, на Кавказе.

 В Кисловодске открылся фестиваль «Лев Толстой и Кавказ». Сразу три экспозиции – одна посвящена 150-летию выхода в свет повести Толстого «Казаки», другая – 150-летию начала работы над «Войной и миром», третья проникновенно прослеживает отношение писателя к тому миру, что открылся будущему писателю на Кавказе.

   
   

Поговорим о мире

Проект объединил несколько выставок, конференций, «круглые столы», творческие встречи с писателями региона, учителями русского языка и литературы, студентами, школьниками. Выставки готовили, оформляли и открывали творческими силами и фондами Государственного музея Льва Николаевича Толстого – десант профессионалов из Москвы в течение нескольких дней создавал мир русского гения в залах театра-музея «Благодать» и санатории Минобороны. Экспозиций такого формата и такого представительского участия в СКФО ещё не было. Великолепные работы Лансере, Кокорина, Пластова, Родионова, рисунки из походного кавказского альбома Горшельта – казаки и чеченцы, многоголосая песня Кавказа в графике, живописи, акварельных набросках.

«Более 10 лет назад небольшую выставку и конференцию к 150-летию пребывания Толстого на Кавказе мы провели в «Благодати» с Валентиной Имтосими, – рассказывает автор проекта, ведущий научный сотрудник музея писателя Любовь Подсвирова, – время было какое – вторая чеченская война, Кавказ бурлит, а мы проводим выставку и говорим о мире, которого так желал для Кавказа Лев Николаевич».

От «Набега» до «Хаджи-Мурата»

Комментарий:

Наталья Калинина, директор Государственного музея Льва Толстого:

– Двум значимым юбилейным датам будет посвящена целая серия торжеств, начинаются которые именно здесь, на Северном Кавказе, где Толстой родился, по сути, как писатель. И герои его «Казаков» ­ образы знаковые: Оленин проявляется вновь в образе Андрея Болконского.

 Триптих открытых нами экспозиций москвичи увидят только в декабре.

 Государственный музей Толстого пришёл на Северный Кавказ не разовой акцией, пусть и такой масштабной. Есть намерение остаться здесь ­ филиал музея будет в Железноводске, где в середине прошлого века бывал Лев Николаевич.

Он приехал сюда в 23 года, жизнерадостный и жизнелюбивый. Не тот хрестоматийный человек с бородой, а молодой, ищущий себя, полный сил, жаждущий любить и познавать мир. И оказался в центре культуры народов – традиций, обрядов, песен – казачьих, горских, армянских, грузинских. Языки давались ему легко – кунак-чеченец научил чеченскому, говорил Толстой и по-кумыкски. С уважением к языку и народу – так постигал он Кавказ. Впитывал горный край, чтобы воспеть эти сочные «казачьи балы» на перекрёстках улиц, казачью удаль и красоту – той удивительной Марьяны, что вошла в его сердце и повесть.

«Казаков» он писал десять лет, законченных набросков кавказских повестей больше полутора десятков, он задумывал большой роман, эпопея казачьей жизни на Кавказе так захватила Толстого, и проросла позже глубоким эпическим даром – в «Войну и мир».

Он закончил первую часть «Казаков», будучи влюблённым и счастливым. Софья, Софья Андреевна – спутница на всю жизнь – стала его женой. «В январе 1863 года повесть опубликована, а уже в феврале он начинает работу над «Войной и миром», – отмечает Подсвирова. Но тема Кавказа идёт с ним по жизни – от первого рассказа «Набег» до «Хаджи-Мурата», совершенно особого произведения для самого Толстого.

Смотрите также: