Накануне выходных, сулящих неплохую погоду на Кавминводах, рекомендуем пройтись по памятникам региона. Не заваленным ещё снегом и не залитым дождём.
Первым делом стоило бы посетить железноводского Кота-Курортника. Отличный парень, на мой взгляд. Плосковат, правда, но прелести своей от того не теряет. Приютила железного кота гора Железная. Живёт котяра на скамейке недалеко от Межсанаторного диагностического центра, улыбчив и приветлив к народу, отдельные представители которого взаимностью не отличаются. Как говорят местные жители, уже через несколько дней после установки Коту обломали усы. Вандалов люди осуждают, даже ходят проверять – не обидели ли гостя курорта, получившего здесь постоянную прописку? Усы сейчас на месте – мы удостоверились. И в популярности недавно появившегося Кота-курортника убедились – вокруг него топчутся и взрослые, и дети.
У Лукоморья – Кот Курортный
У 12-летнего Влада Плотникова к устроившемуся на скамейке Коту особое отношение – любит он усатых-полосатых. Дома, в Иркутске, ждёт его кот Ирис, а здесь, в Железноводске, Влад фотографируется на память с Котом-курортником. Каждый день с мамой мимо проходят, здороваются с котярой. Ольга Плотникова говорит, в Иркутске много забавных памятников, не так давно появилась кошка – прогуливается по ограде в одном из городских скверов. Екатерина Некрашенко и её 8-летний сын Алексей из Ростова-на-Дону перечисляют «весёлые монументы» южной столицы – нулевой километр, девушка-цветочница, с полной товаров коробушкой купец. У его ног трётся металлический котя. Но наш, курортный мяука, гостям нравится больше. «Такие памятники очень нужны, - убеждены Ольга и Катя, - настроение поднимают, память добрую оставляют – посмотришь фото и обязательно улыбнёшься». Почему именно кота увековечили на тропинке терренкура? Алексей Некрашенко и Влад Плотников высказывают свою версию: «Здесь такие красивые коты и кошки гуляют, такие ласковые, вот одного и оставили на скамейке». Местные кошаки, что и говорить, очень хороши. Неотъемлемая часть курортного пейзажа, радуют глаз. Неудивительно, что образ сей увековечен.
И правда, символично, вторят мамы. Жаль только, что таблички просительно предупреждают – просят отдыхающих кошек и котов не кормить. А они такие славные, вальяжные, чистые, ухоженные, под ноги не бросаются, всё больше отдыхают. А Кот со скамейки приветливо улыбается гостям и местным жителям – чтоб не ошиблись, табличка на соседнем дереве информирует о виде или породе кота – «Курортный». И у него – собственное тут Лукоморье. Стрелки на верхушке дуба сообщают о расстоянии от него до разных городов России.
Ждём «Евгения Вахтангова»
Сколько до Владикавказа, не указано. Но недалеко, чтобы съездить на субботу и воскресенье и оставить букет у памятника Булгакову. Михаил Афанасьевич почти год жил в этом городе, создал здесь свои первые пьесы и даже опробовал их на сцене местного театра. Великое счастье, что миновала будущего великого писателя судьба тех белых офицеров, что были расстреляны в то время во Владикавказе. Жестокие годы, страшные…
В своё время «АиФ-СК» писал о том, что в столице Северной Осетии пребывание Михаила Булгакова никак не отмечено. Лермонтов прожил в Пятигорске всего несколько месяцев, а какой музей создан! Булгаков же во Владикавказе жил почти год, писал, сотрудничал с театром, а на доме, в котором квартировал писатель (дом, к счастью, сохранился) нет даже таблички! Возмущённые статьи «АиФ-СК» и личное обращение автора к экс-президенту РСО-Алании и члену Совета Федерации РФ Дзасохову имело результат. Памятная табличка на фасаде булгаковской квартиры появилась, а
спустя время – памятник писателю. О чём даже и не мечталось. Наверняка, общественность за то ратовала. Молодцы, осетины! Планы
об установке памятника Евгению Вахтангову – приятная весть, а что с домом великого театрального деятеля? Будет ли в нём музей? Связь с такими значимыми в истории мирового театра именами объясняет позиционирование Владикавказа как самого театрального города СКФО.
Ставят памятник – значит, всё в порядке
Констатируем, в последнее время в СКФО проявляется отличная тенденция – в регионах всё чаще открываются памятники. В Ингушетии к 20-летию республики открылся целый комплекс монументов – конники Дикой дивизии, герой Великой Отечественной. История подвигов ингушского народа. Величественно и для подрастающего поколения наглядно. На Кавминводах поклон историческому прошлому проявился в монументах генералу Ермолову – в Минеральных водах и Пятигорске.
В столице округа установлены бюсты «отцу литературы» - русской – Льву Толстому, осетинской – Коста Хетагурову. Памятники Лермонтову есть в Железноводске и Пятигорске, бюст – в Кисловодске.
Ессентуки как-то «маломонументальны» - за железнодорожным вокзалом бюст Ильича, в смысле, Ленина, на Казачьей площади – казакам-терцам. Но в городе-курорте планируется поднять самое масштабное на юге России скульптурное изображение Христа. Камень уже заложен. А в соседней станице Ессентукской будет памятник Матери.
К слову, не так давно в Кисловодске заложили камень на месте будущего памятника Сергею Есенину, да затихла тема…
Даешь памятник хычину!
А вот забавных памятников в округе маловато. С юмором у народонаселения всё в порядке, да и амбиционные замашки стать «курортно-туристическим центром мира» требуют более пристального внимания к существующим памятникам истории и архитектуры, пребывающим, увы, в плачевном состоянии. Да и к монументам тоже. И неплохо бы обзавестись регионам шутливыми скульптурами. К слову, памятника туристу в округе нет, а было бы неплохо увековечить собирательный образ человека, везущего сюда свои деньги. Для наших бюджетов. К примеру, в КБР это мог бы быть горнолыжник с хычином в руках. Да и сам пирожок можно «увековечить». Или лыжи – большие, серьёзные. Сколько фоток между ними будет сделано на память. Безусловно, красоты в наших местах непередаваемые. Но забавные скульптуры тоже нужны. В РСО-Алании тоже есть, к чему обратиться - к осетинскому пирогу. И как его до сих пор не запечатлели? К «Мальчику на шине» пора добавить булгаковского Кота-Бегемота. Почему нет? В Ингушетии можно воплотить элемент народной головоломки – «чёртовы путы» в своё время не удалось распутать полпреду Хлопонину. А собиратель народных ингушских игр Султан Мерешков вполне мог бы позировать для шутливого монумента – руками.
КЧР тоже требуются забавные памятники – не с измученными же животными фотографироваться в Домбае? А живодёров призвать к ответу – по закону! Легенды о Зубре можно воплотить в жизнь, точнее, в скульптуру. В Чечне мечтается увидеть памятник Лезгинке, Бурке и Папахе – да таким может обзавестись любой регион Кавказа.
И «Клизма» на финал
Итак, закончим наше отвлечённое путешествие. Вернёмся к выходным и забавным памятникам.
В знаменитом Пятигорском парке «Цветник» Киса Воробьянинов уже несколько лет пытается произнести ту самую фразу на французском – о том, что не ел дня 3. Образ незадачливого предводителя дворянства явно навеян автору потрясающим актёром Сергеем Филипповым, сыгравшим Кису в «13 стульях». Воробьянинов расположился у старой кофейни скромно потупив очи, есть у него солидный саквояж, зонт и застенчиво просящая помощи шляпа. В день установки на памятник было совершено покушение, но унести скульптуру далече вандалы не смогли. Сегодня он по-прежнему на месте и собирает толпы поклонников. Другой персонаж романов Ильфа и Петрова занял место у не менее знаменитого пятигорского Провала. Здесь Остап Бендер торгует билетами у входа в пещеру, ведущую к озеру. Если помните, цены разные – по 5 и по 10 копеек, а для красноармейцев бесплатный вход. У турецко-подданного не раз выламывали из рук металлический билетик. Но он, что отрадно, возвращается на место. Остап Ибрагимович расположился у Провала со стулом, но проверить, есть ли под обшивкой вожделенные бриллианты, никто не проверял. Лицом и осанкой памятник схож на актёра Сергея Юрского, сыгравшего Бендера в кино.
В одном из санаториев Железноводска (в Иноземцево) несколько лет назад «забронзовела» клизма. Автор памятника скульптор Светлана Авакова в своё время рассказала «АиФ-СК», что образы ангелочков ей навеяла маленькая внучка. Трогательные «ребята-ангелята» окружили медицинский прибор, словно он в полёт отправляется… То, что на курорте появилась именно клизма – вполне оправданно. Такая процедура – обычная в санаторских списках. А в нашей стране, где практически ВСЁ осуществляется через это место, памятник клизме должен был появиться гораздо раньше…
Смотрите также: