Под колесами арбы. Выставка умельцев в Кисловодске открывает новые имена

Наталья Васюкова / Из личного архива

   
   

Машина времени по-кавказски

Эта повозка в Кисловодском историко-краеведческом музее «Крепость» давным-давно.

«В середине прошлого века её доставил сюда удивительный художник Сергей Тарасюк, впечатлённый этим средством передвижения. Вместе с друзьями они обнаружили эту арбу где-то в Малокарачаевском районе. Она и по тем временам была уникальным образцом ручной работы, - рассказывает Рахима Гочияева, ведущий сотрудник музея и автор выставки, собравшей творения народных умельцев.– Повозка сделана из дерева, обводка – из железа. Ковка – ручная, явно выполнена в местной кузнечной мастерской».

К повозке прилагались и запасные колёса (арба досталась музею с полным комплектом благодаря предусмотрительности мастера и художника-энтузиаста), они органично «вплелись»  в экспозицию. «Запаска» стала связующим звеном – соединив бытовое творчество народных мастеров с творчеством декоративным.

«Засветились» впервые

На выставке есть на что посмотреть, чему удивиться. Детвора из городской музыкальной школы поделилась своим видением мира. Солнечные аппликации из цветной бумаги, забавные весельчаки – ёжики, зайцы, мишки. Струящиеся композиции на стекле. «Папа только ромашку поправил, - шепчет шестилетняя мастерица, - я всё сама».

Вышивка лентами, традиционный кавказский войлок (популярная древняя техника валяния предстаёт в современном прочтении), вышивка крестом и гладью, резьба по дереву. Любимая, типично кавказская,  от Игоря Федюка – тёплая, с узнаваемой символикой. Орёл, беркут, величавый Эльбрус. И чуть морозная, утончённо-женственная в исполнении Татьяны Байшаровой - северянки, переехавшей в Кисловодск. Удивительно, что резьбой занимается женщина. Вот повозка, запряжённая лошадкой. Своих «героев» Татьяна не только вырезает, но ещё и наряжает в симпатичные костюмы. «Её отдельная серия крошечных фигурок претендует на рекорд в Книге Гиннесса», - отмечают в «Крепости».

Большинство участников вернисажа впервые решились выйти на публику. В основном свои работы они мастерили для души и своих домашних. И прежде ни в каких выставочных проектах и ярмарках  народных промыслов  не «светились». 

   
   

Смотрите также: