Польское национальное общество для кавказской республики, безусловно, экзотика. Католический приход, затерянный в частных домах в старой части Владикавказа, красивые аристократические фамилии: Потоцкие, Вишневецкие, Сикорские, Грудзинские... От них веет Европой, особой старосветской культурой, изысканными манерами и тонким ароматом почти утраченного аристократизма.
Воспитание - в крови
"Дом польский" - полноправный член общественного движения "Наша Осетия". Но, к сожалению, этнических поляков или хотя бы имеющих какие-либо польские корни в нем с каждым годом все меньше и меньше.
"Мне грустно говорить о том, что много ярких членов организации, которые представляли единую команду, в течение последних пяти лет покинули Владикавказ, - констатирует столь безрадостный факт Вероника Зеленская, председатель "Дома польского". - В прошлом году в столицу уехала семья Ольги Потоцкой, художественного руководителя польского ансамбля "Каролинка", любимого в городе. Именно ее заслуга в том, что "Каролинка" стала визитной карточкой нашей организации. Дети и молодежь с удовольствием занимались, разучивали польские песни и танцы. У ансамбля был обширный репертуар, и это при том, что подавляющее большинство его участников не имело музыкального образования".
"Дом польский" настолько выразительно заявил о себе, что буквально на следующий год после его создания в 2002 г. во Владикавказ прибыл консул по работе с полонийными организациями России пани Виолетта Собераньска и была восхищена той деятельностью, которую осуществляла пани Вероника Жиленьска (а именно так звучит ее фамилия в подлиннике) сотоварищи. "Каролинка" просто восхитила консула, и она одарила ее основной состав путевками в летний лагерь в Польшу, на историческую родину.
Не менее колоритным выглядело и старшее поколение. "Боже мой, какие были люди, - вздыхает Вероника. - Пан Собецкий Николай Макарович, представитель польских аристократов. Вы бы видели его стать, его манеры! Это воспитание, это в крови".
Старожилы еще помнят
Пан Собецкий и другие - потомки поляков вольнолюбивых, свободомыслящих, которых выселяли на Кавказ под пули горцев. Во Владикавказе возник "Польский квартал", ныне пересечение улиц Горького - Тамаева. Поляки - настолько верующий народ, что существует поговорка: "Если встретились два поляка, то они говорят о постройке костела. Если же подошел третий, то уже начинают строить".
Когда в город прибыл на службу Черниговский пехотный полк, состоящий из выходцев из Польши, то в молельном доме стало тесно. На пожертвования прихожан был возведен красавец-костел Антония Падуанского. На территории его сада в недавнее время находилась школа N28. В здании банка "Гамид" располагалось римско-католическое училище. Со стороны ул. Бородинской - резиденция ксендза. Рядом с костелом - часовня для отпевания, захоронения почетных членов польской общины, неподалеку - конюшня с вороными.
В 1937 г. все было варварски уничтожено. Сейчас на том месте строится новая школа, и в результате были потревожены склепы умерших. К чести властей города, министерства по делам национальностей республики прах усопших был помещен в гробы, отпет по католическому обряду и захоронен на новом кладбище. "Все прошло очень достойно, и Польское общество благодарит всех за содействие, - говорит Вероника. - Очень жаль, что безвозвратно утрачено такое украшение города, как "Польский квартал", ведь это часть мировой культуры, целая эпоха".
Когда-то в организации насчитывалось около 200 человек. Среди них и те, кому просто нравится польская культура. Собирать актив приходилось по крупицам: западные и восточные славяне на территории России настолько переплелись, что молодое поколение уже ощущало себя русскими.
- Звучали у нас в обществе и грузинские фамилии: Чкареули, Майсурадзе, - улыбается Вероника. - Уж очень охотно женились грузины на красивых полячках.
Уходили язык, традиции, вера, но старушки еще хранили молитвенники на польском языке и по ним шептали молитвы. С возникновением общества (а цель создания была самой простой - хотелось общаться) представители польской нации получили возможность следовать своей культуре. Польша всячески поддерживала и поддерживает полонийные организации в России. Функционируют многочисленные курсы, лагеря, семинары... Существует и Российский конгресс поляков, который под своей эгидой ежегодно собирает в Москве всех председателей польских обществ, существующих в регионах.
Крепки связи "Дома польского" с Пятигорской организацией поляков. "11 ноября, в День независимости Польши, мы вместе с "Каролинкой" всегда ездили на Кавминводы, а ответный визит состоялся 2 мая, в День Полонии, - вспоминает Вероника. - Есть подобное общество и в Назрани. Возглавляет его Тамара Соболевская".
Все национальные общества, существующие в республике под эгидой движения "Наша Осетия", живут одной семьей. Они вместе и в радости и в горе. "В первом теракте на Центральном рынке Ванда Кочаровская потеряла дочь, сама инвалид первой группы, - говорит Вероника. - В Беслане были поляки Ивашкевичи... Польша тоже не осталась в стороне, оказывала всестороннюю помощь пострадавшим. По личному приглашению президента Леха Качиньского группа из 180 человек получала курс реабилитации на Балтике. Была оказана помощь и беженцам из Южной Осетии, в частности многодетной семье Яновских".
Запеченный карп и бигос
А также хворост, всевозможные сладкие пироги украшают польский стол. Бигос - тушеная капуста с различными копченостями, кусочками знаменитых польских колбас - так же популярно в Польше, как пицца в Италии.
- Как бы вы одним словом охарактеризовали национальную особенность поляков?
- Есть в русском языке слово "гонор". Это высокомерие, пренебрежение к окружающим. Для поляка "хонор" совсем иное - честь, благородство, хорошее воспитание. Если поляк что-то делает, то обязательно хорошо. Кстати, молодежь наша показала и показывает отличные успехи в учебе. Двенадцать студентов за 10 лет существования организации получали стипендию из Польши.
- А торговля - не ваша национальная черта?
- Ну, а как вы хотите. Поляки вынуждены быть предприимчивыми. Этой страны одно время вообще не было на карте мира, и наша нация рассеяна по всему свету. Естественно, приходилось приспосабливаться и выживать. Но народ сохранил главное - язык и католическую веру. На сегодня Польша - оплот католицизма. Поляк, не пришедший на утреннюю воскресную мессу, - не поляк.
Часть членов "Дома польского" являются прихожанами католического прихода "Вознесение Иисуса Христа" по адресу: Гаппо Баева, 14. Настоятель прихода - отец Януш Блаут, гражданин Польши. Но, к сожалению, не могу сказать, что наша молодежь активно посещает приход, хотя "Каролинка" и исполняла церковные песнопения в светском варианте.
Смотрите также:
- «Мы не вандалы!» Почему уличной молодёжи сложно «пробиться в люди» →
- Когда теряется момент проникновенной игры →
- Русские не берут экскурсии в Освенцим →