А был ли... кризис?

   
   

Осенью 2008 года кредитно-заёмные, отраслевые и биржевые системы многих ведущих капиталистических стран мира потряс глобальный кризис. В течение считанных дней он жёстко прошёлся по государствам и их экономикам, круша крупные и мелкие банки, останавливая производство и лишая сотни тысяч людей работы и социальных гарантий.

Вспомним лихую эпоху

Два года назад Россия стойко приняла на себя удар кризиса, пообещав бизнесу и простым гражданам мощную государственную поддержку. Антикризисные штабы тогда создавались по всей вертикали - на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. И первый год народ постоянно слышал их отчёты о том, что где-то удалось "поднять" то или иное предприятие за счёт стабилизационных фондов, а в других случаях - наоборот - власть расписывалась в своей беспомощности. А сколько было создано программ для поддержки безработных? Людям предлагали временную сезонную работу или же субсидию в 58 тысяч рублей для организации собственной индивидуальной предпринимательской деятельности. Идея вроде бы благая, да только мало кто воспользовался такими заманчивыми предложениями, что и было ярко видно на примере Ставрополья и cевероrавказских республик.

В конце 2009 года руководители государства заявили о том, что страна взяла курс на подъём экономики. Однако на деле было всё сложней: безработные маялись в поисках нормального заработка, бизнесмены жаловались на вялость рынка, и все подряд проклинали банкиров. Так начался год, официально названный посткризисным.

Нас внезапно удивили

В конце нынешнего лета руководство России стало говорить о том, что кризис преодолён и пора создавать новые экономические программы, направленные на развитие и модернизацию. Всё это происходило на фоне тревожных сообщений из Европы: в Греции наблюдался очередной виток финансового краха, а по многим другим странам прокатилась волна забастовок, вызванных экономическим спадом. Наша страна при этом переживала последствия природных пожаров и засухи, что сильно пошатнуло аграрный сектор и вызвало резкий скачок цен на продовольствие. Но при этом в некоторых регионах стали расформировывать антикризисные штабы. Такой штаб при правительстве Ставрополья собрался последний раз 25 августа.

- Когда кризис начинался, мы мониторили 28 крупных предприятий края, а на уровне районов - порядка двухсот, которые ощущали трудности в связи с кризисом, - говорит зампред правительства края Георгий ЕФРЕМОВ, курирующий экономический блок. - Сейчас в мониторинге всего 4 предприятия, которым можно помогать на уровне отраслевых министерств. Безработица сейчас ниже, чем в докризисное время. По другим показателям, таким, как доступность кредитов, банковские ставки и финансовая система, тоже всё соответствует стабильному развитию.

На месте краевого антикризисного штаба теперь возникла межведомственная комиссия по вопросам социально-экономического развития региона. 21 октября губернатор Валерий Гаевский провел её первое заседание. Одним из главных достижений он назвал стабильность на рынке труда. По официальным данным, безработица на Ставрополье - ниже 2%, это один из лучших показателей в стране.

Но при этом краевые власти призывают не обольщаться. И, видимо, это неспроста...

Смотрите также: