"Казанская" крестница

   
   

4 апреля, в праздник Пасхи, в Ставрополе торжественно открылся заново отстроенный Казанский кафедральный собор.

Среди тех, кто помнит храм, носивший такое же название и уничтоженный после революции, 94-летняя Валентина Горнич (в замужестве Степанищева).

О голодоморе и войне

В далеком 1915-м в младенческом возрасте Валечку там крестили, о чем сохранилось церковное свидетельство. Жила тогда большая семья Горнич в двух шагах от Казанского собора, возле пожарной каланчи. Папа, дворянин, был по образованию геодезистом, в Ставрополь попал по долгу службы, но работал здесь не по профилю - начальником пожарной охраны. Мама происходила из благородной ростовской семьи. У Горнич родилось семеро детей, Валя появилась на свет предпоследней.

Все воспоминания Валентины Владиславовны связаны с Казанским собором. В семье почитали православные праздники, любили Пасху.

Но трагический момент уничтожения колокольни собора во время ВОВ не застали: он произошел уже после того как Валентина покинула Ворошиловск. За несколько дней до немецкой оккупации она с мужем и 4-летней дочкой Нелли успела выехать из города. Валентина была беременна и родила уже в дороге. Сыночек появился на свет здоровый, но по трагической случайности погиб. И это личное горе затмило тогда для молодой Вали все остальные ужасы войны. Очень тяжело рассказывать моей собеседнице и о голодоморе 33-го года, о котором так любят сейчас вспоминать в Украине, но предпочитают не говорить в России.

Работала тогда 17-летняя Валентина на заводе "Красный металлист". Как-то зимой с братом бежали по запорошенному бульвару, где сейчас цирк. Наступила на что-то мягкое, а когда пригляделась, с ужасом поняла, что это труп. Мертвецами тогда была "застелена" нижняя часть города. Люди пытались спастись от голода в краевом центре, но и здесь почти никакой еды не было.

- Нам давали на заводе по 100 граммов хлеба в сутки, - вспоминает Валентина Владиславовна и не может скрыть слез. - Я получала свои 100 граммов да брат Константин. Приносили их в нашу большую семью.

Горнич выжили тогда лишь благодаря помощи родственников и соседей. В те страшные годы питались мамалыгой да вареной свеклой.

Большая и дружная семья

После войны вернулась Валентина Владиславовна в родной Ставрополь. Муж Александр Николаевич работал на руководящих должностях, сама она трудилась бухгалтером. У них родились еще две дочери.

Сейчас Валентина Владиславовна живет в Ставрополе с дочерью Татьяной Александровной. Несмотря на преклонный возраст, она в состоянии сама себя обслуживать.

- В нашем роду много долгожителей. Брат Константин дожил до 93 лет, мама - до 84, - такими генетическими особенностями объясняет свой преклонный возраст моя собеседница.

Дочери Татьяна и Лидия, пятеро внуков и девять правнуков - вот ее теперешняя семья. Все они живут в Ставрополе, часто навещают любимую маму и бабушку. И 95-летие, которое у Валентины Владиславовны в октябре, планируют отметить большой дружной семьей.

Смотрите также: