Свой профессиональный праздник в Международный день театра в 35-й раз отметил заслуженный артист России Николай Смирнов, актер краевого театра оперетты в Пятигорске.
О том, как относится актерская братия к другому "празднику" - 1 апреля, о лицедействе политиков и почему сегодня люди по-прежнему идут на оперетту, Николай Алексеевич рассказал "АиФ-СК".
Молодость не остановить?
- Вас не задевает, когда оперетту называют "легким" жанром?
- Таким она представляется зрителю, и это хорошо - он приходит отдохнуть и посмеяться, зачем ему знать, каким трудом достигается эта легкость.
Прожив в оперетте много лет, могу утверждать: это - сказка для взрослых, с прелестной музыкой, незатейливым сюжетом и всегда счастливым финалом. На мой взгляд, мюзикл - напористый, динамичный спектакль, блестящее шоу. Оперетта тоже яркая, но более мягкая, лиричная. Мюзиклы российских авторов отличаются от западных - жанр, по-моему, не для нашего менталитета, не приживается он у нас. Оперетта же пришлась по вкусу еще в ХIХ веке, найдя струнку, созвучную русской душе.
- Не порвалась бы струнка...
- Все меняется: старые мастера, умевшие соединить комизм и лирику, представить зрелище интересно, уходят. Сегодня постановки стали, можно сказать, более рациональны, это не в укор молодым режиссерам - это диктует время. И на некоторых спектаклях порой не смеются в тех сценах, где прежде зал хохотал. Но зрители не стали скупее на эмоции, на большинстве спектаклей по-прежнему люди откликаются аплодисментами и смехом. Живая музыка, простые человеческие страсти и в веке ХХI вызывают ответные чувства.
- Изо дня в день развлекая людей, как актеры веселят себя сами?
- О, это мы умеем - ра-зыграть, на полном серьезе ввести в заблуждение. И дело не в самой шутке, а в том, как она исполнена, насколько достоверно ты выполнил задачу. От этого зависит, поведется ли твой коллега, умеющий делать это не хуже тебя. Мы часто подтруниваем друг над другом. Приятно, что и молодые включаются, они у нас замечательные, с хорошим чувством юмора.
- Кстати, о молодом пополнении. Есть такое выражение: "Театр постарел". - Как ему сохранить "свежесть"?
- В 1975 г. нас 15 человек молодежи приехало в Пятигорск из ведущих театральных вузов страны. Директор пятигорской оперетты Николай Ханашевич специально ездил и собирал талантливую молодежь - чтобы театр не старел. Сегодня привлечь сложнее - кто-то рассчитывает на солидную зарплату, кто-то на квартиру. В 2000-м году режиссер Михаил Ковальчик при поддержке минкультуры края на базе Минераловодского музучилища открыл актерский курс, где преподавали и артисты из оперетты, и я в том числе. Ребята были очень способные. Многих сразу заняли в репертуаре нашего театра, но люди юные ищут себя - чего я никак не осуждаю - молодость не остановить. Разъехались. Сегодня хорошие молодые артисты у нас есть. Директор Светлана Калинская очень много делает, чтобы театр держался на плаву, во всех смыслах, что крайне непросто.
Депутаты-"заочники"
- Часто у актеров спрашивают о любимых ролях и получают традиционный ответ, мол, все образы дороги. Ваша версия?
- Самые дорогие роли - результат встречи с хорошим режиссером. И это не обязательно центральные персонажи. Три спектакля ставил у нас в свое время Матвей Ошеровский, в одном из них - в "Донне Люции" - мне досталась скромная роль слуги, но я помню ее до сих пор - так отменно мы ее сделали.
- А как вы воспринимаете выражение "опереточный герой" - не обидно?
- Как можно! Я в своем, дорогом мне жанре. Но вот некоторые наши политики и чиновники выглядят таковыми. Балабонят, не давая отчета ни себе, ни избирателям. Все потому, что нет ответственности - ни за слово, ни за дело. Такие вот "опереточные герои" - наобещают с три короба, увлекут людей, а сами и не думали ничего делать. А мы, актеры, мастерством и искренностью должны зрителя увлекать. И переживаем перед каждым спектаклем, мне так кажется, гораздо больше, чем народные избранники - баснословные зарплаты и пенсии в депутатских креслах "насиживают", а порой и этим "непосильным трудом" себя не утруждают. Наконец-то за прогульщиками в Думе будет контроль. В театре же "заочного лицедейства" не бывает - ты полностью выкладываешься перед залом.
Смотрите также:
- В «Театре на Гагарина» состоялась премьера новой постановки «Из-за Belle» →
- Ирина Баранникова: "На первом месте - семья" →
- Юрий Маяцкий: «Любите женщин. Весна!» →