Круглый троечник против госмашины

   
   

"Достоин уважения только тот, кто идет в бой и защищает свои права как в последний раз", - это жизненный девиз героя нескольких наших публикаций Николая Мертина.

Он является руководителем городской общественной организации "Жилище", отстаивающей интересы граждан, в том числе и в Европейском суде по правам человека.

Собственную семилетнюю войну с равнодушными чиновниками-бюрократами Николай выиграл, выбив для себя и своих родных на законных основаниях две квартиры и после долгих мытарств переехав, наконец, из ставропольских трущоб. Пока он сражался сам, начал помогать другим, попутно организовав такое нужное "Жилище".

Служить, а не прислуживать

"Мой дед по материнской линии Карл Мертин, по происхождению немец, потомок тех, кто при Петре I заселял Поволжье, работал начальником тюрьмы в Саратовской области, - рассказывает герой. - Нашей семье предлагали эмиграцию еще в начале лихих 90-х в Германию. Но мы патриоты России и не могли, как предатели, бросить страну в трудную минуту. Кстати, в мясорубке 1941-го мой дед сгинул без вести. Что парадоксально, ни один из этнических русских немцев во время Великой Отечественной не стал предателем. Учитывая, что в роду у меня педантичные и организованные немцы и военные, складывалось мое мировоззрение - служить, а не прислуживать".

Квартиру на ул. Подгорной Ставрополя Лидия Карловна Мертин получала как временное муниципальное жилье еще в 1973 г., работая дворником. С тремя детьми женщина была вынуждена ютиться в полуподвальном помещении на 16 квадратах, где из всех удобств были только газ и свет. Ни воды, ни туалета, ни такой роскоши, как ванна, там никогда не было. А в 1992 г. прошли оползни, и без того не шикарные жилищные условия стали невыносимыми. 23-летний Николай уже тогда решил, что уподобляться рабу власти и жить в трущобах он не будет.

Не имея юридического образования, он самостоятельно изучил всю законодательную базу по своему делу и ринулся в бой. "В этой судебной войне с администрацией города (с 2002 по 2008 гг.) мы "пережили" четырех мэров. Никто из них не захотел разбираться в сути проблемы большой армии людей, живущих в ветхом и аварийном фонде. Администрация подтягивала в суд своих лучших юристов. Все эти 8 адвокатов суды проиграли. Но не желая расселять людей, чиновники таким образом боролись со своим же народом. Единственным мэром, который меня принял и решил вопрос, оказался нынешний глава города Николай Пальцев", - вспоминает Мертин.

В конце концов, в ноябре 2008 г. семья Мертин получила две квартиры.

Миллионер из трущоб

Возглавив общественную организацию, Николай Мертин ее деятельностью смог заинтересовать высшее руководство страны. Был у Бориса Грызлова - спикера Госдумы РФ, а в приемной президента оставил все документы, подтверждающие, что такое нарушение права на жизнь, какое творится в Ставрополе, влечет не только негативные финансовые последствия для страны, но и бросает на государственную машину России тень всего европейского сообщества.

"Имея всего лишь 8-классное образование, и то с круглыми тройками, не являясь ни правозащитником, ни юристом, я выбил нам квартиры. По словам одного представителя мэрии, моя совесть теперь запятнана. А потом было расселено еще 100 семей. Так что я согласен: моя совесть запятнана на 100 семей, - самоиронично продолжает Николай. - Хочу всем сказать: если нужно выиграть дело у бюрократической машины, готовьтесь к войне основательно и дайте своим действиям огласку. Я сменил художественную литературу на юридическую и наизусть выучил кодексы, конституцию, законы и т.д. Только в Краевую жилищную инспекцию в период с 2002 г. от нас поступило 270 жалоб. За это время удалось заставить администрации города и края разработать муниципальную и краевую Программы переселения граждан из ветхого и аварийного фонда".

Главным же достижением "Жилища" стали выигранные им два гранта (по 1 млн долларов каждый) от ООН. Увы, их не удалось получить из-за нехватки финансов и невозможности из-за болезни выехать за границу. Но Николай Мертин не унывает и начатое дело продолжает.

Смотрите также: