Электронные торги, которые с большой надеждой ждали зерновые хозяйства края, начались лишь 2 ноября (в прошлом году - в середине августа).
Тем не менее хлеборобы ЮФО были допущены на аукцион только в конце месяца - до этого биржевики давали преимущество другим регионам.
"Пожалуйста, ждите..."
Почему Ставрополье оказалось в неравных условиях? В минсельхозе края нам осторожно намекнули, дескать, такова политика государственных интервенций. Прежде всего, закупается зерно в Сибири, на Урале, в средней полосе - там, где нет выхода к морским и речным портам, связывающим Россию с зарубежными покупателями. А как же остальные участники торгов? "Ждите, дойдет очередь и до вас", - ответили устроители аукционов.
Она дошла только 26 ноября. В этот день из 75 хозяйств ЮФО 18 представляли Ставрополье. Минимальная цена за тонну зерна составила 4 тыс. руб., максимальная - 4 тыс. 150 руб. По такой низкой для края цене наши производители просто-напросто отказались продавать выращенную нелегким трудом ценнейшую продукцию - зачем торговать себе в убыток? В итоге государство закупило зерно у хозяйств Волгоградской области. И снова Ставрополье поставили в очередь - в биржевых торгах первой половины декабря участвовали шесть из семи федеральных округов. Для ЮФО места на аукционах, увы, не нашлось!
До лучших времен
В аукционах участвует минимальное количество зерновых хозяйств края - многие руководители сами ищут и находят покупателей, не расставаясь при этом с калькулятором. Считают все, до копейки. Скажем, повысили элеваторы плату за хранение зерна, и многие хозяйства отказались от их услуг. Если в прошлом году на хлебоприемных предприятиях края находилось 2,8 млн т зерна, то нынче лишь 1,5 млн т. Пшеницу держат на складах, под навесами, арендуют помещения, приспосабливая их под временное хранение зерна. Именно временное, поскольку, так или иначе, излишки урожая этого года постепенно реализуются. К примеру, 200 тыс. т зерна закупил Азербайджан, свыше 20 тыс. т гороха и пшеницы продано Австрии, более 1 млн т зерна через порты Новороссийска, Туапсе, Ейска вывезено в Иран, Среднюю Азию, Закавказье. Экспорт ставропольской пшеницы продолжится зимой 2010 года, и особенно весной, когда, как показывает практика, цены заметно повышаются. Правда, не всякое хозяйство может позволить себе ждать лучших времен - деньги нужны сейчас, чтобы расплатиться за кредиты, приобрести семена, удобрения, топливо. Вот почему крестьяне вынуждены уступать в цене посредникам, имеющим хорошую маржу на зерновых сделках.
Нужен порт!
Ставрополье всегда испытывало нехватку морского транспортного узла, откуда бы можно было напрямую отправлять зерно за тридевять земель. Так, как это происходит на Кубани и Дону, где морские и речные артерии имеют выход в страны ближнего и дальнего зарубежья. Не один год на уровне прежнего губернатора и ряда краевых ведомств шли разговоры о строительстве зернового терминала в порту Новороссийска, о прокладке судоходного канала к Каспию, о селе Дивном, которое вот-вот (о чудо!) станет морским портом. Власть сменилась - смолкли и разговоры, но ведь ситуация-то не изменилась, мы по-прежнему без порта!
Между прочим, все те проекты сегодня - скорее прожекты, чем реальность, ибо не подкреплены ни точными научными выкладками, ни финансами. Необходима, как в таких случаях говорят, политическая воля нового губернатора и его команды, чтобы, наконец, осуществить давнюю мечту - выйти к морю. Тогда и электронные зерновые торги нам будут без надобности, как не нужны они сейчас многим хлеборобам Кубани и Дона, отправляющим зерно за рубеж постоянным клиентам.
Смотрите также:
- За копейки. Почему ставропольские фермеры приостановили экспорт зерна →
- Крохи от урожая →
- Почем зерно? →