В советские времена очереди пронизывали буквально все сферы нашей жизни, начиная с покупки хлеба в ближайшем магазине.
Сегодня хотя бы на приобретение колбасы не нужно затрачивать уйму времени.
Понятно, что полностью победить это зло невозможно, и все-таки странно, что в век глобальной компьютеризации мы никак не освободимся от таких пережитков прошлого, как нескончаемые "живые" очереди в поликлиниках, паспортных столах, социальных службах. А ведь проблему на федеральном уровне пытаются решить уже несколько лет. Но так называемая административная реформа воплощается в жизнь пока еще черепашьими шагами.
Чтобы выяснить, как реализуются на практике постулаты административной реформы, мы наведались в те ведомства Ставрополя, где традиционно длинные "хвосты" посетителей.
Говорим "поликлиника" - подразумеваем очередь
Вы видели когда-нибудь муниципальную поликлинику, где нет очередей?
Справедливости ради надо сказать, что власти краевой столицы пытаются бороться с ними. В поликлинике N7 недавно была введена электронная очередь. По терминалу можно получить талончик на прием к доктору.
Параллельно с этим продолжает работать традиционная регистратура.
- Мы ожидали большего от электроники, - признались нам сотрудники поликлиники. - Но многие пациенты по старинке предпочитают отстоять очередь в регистратуру. Скажем больше: пока не будет решен вопрос об увеличении штатов поликлиник медиками и уменьшении нагрузки на одного врача, говорить об избавлении от очередей не приходится.
Паспортный стол
До сих пор с содроганием вспоминаю, как год назад оформляла регистрацию родственнице. Дело было в одном из паспортных столов краевой столицы. Работу учреждение начинало в 8-00, но уже в семь утра у ступенек было не протолкнуться. Бойкая женщина записывала номера вновь прибывших посетителей. По своему 100 какому-то номеру в самое первое окошко, где выдают бланки, я попала лишь спустя час. Примерно столько же времени было убито на ожидание очереди к начальнику паспортного стола, визировавшему документы. В итоге в заветный кабинет, где ставят штампик о регистрации, удалось пробиться спустя... четыре часа. Увы, такая практика сохраняется и поныне.
- На федеральном уровне рассматривается программа перехода к обслуживанию посетителей по принципу "одного окна", - комментирует Геннадий Чермидов, начальник паспортного стола Ленинского района Ставрополя. - Однако в связи с тем, что финансирование всей системы миграционной службы в этом году сокращено на 40%, пока работаем по старинке. Тем не менее подвижки к лучшему появились. Граждане могут предварительно записаться на прием, позвонив по любому из наших телефонов. Мы развели операции в разные кабинеты, отведя на них строго определенные часы.
Пенсионный фонд
Ситуация с очередями варьируется от очень плохой до вполне приемлемой.
К примеру, в Михайловском районном управлении на ожидание приема у посетителей уходит немного времени, а вот в ставропольское городское для уточнения порой пустякового вопроса приходится наведываться по нескольку раз.
...Жительнице краевой столицы Татьяне понадобилось прийти на прием, чтобы оформить своей дочери пенсию по потере кормильца. Записаться по телефону, равно как и узнать, какие документы иметь при себе, не получилось. Пришлось ехать на другой конец города только лишь для того, чтобы получить талончик. Увы, ждать приема пришлось неделю. Но и спустя 7 дней вопрос решен не был, потому что явиться нужно было с дочерью, о чем никто женщину не предупредил.
Проблему разрулили лишь после того, как участие в ней приняло Отделение ПФР по краю.
- Работа с посетителями в органах ПФР является одной из основных, - комментирует Елена МАМОНТОВА,
замруководителя Отделения ПФР по Ставрополью. - Прием населения осуществляется каждый рабочий день и по субботам. В целом по краю в органы ПФР ежедневно приходят более 2,5 тыс. человек, из них пятая часть - это посетители Ставропольского городского управления. Причин для такого активного посещения населением органов ПФР несколько. Первая и, пожалуй, основная - постоянные изменения в пенсионном законодательстве, которые затрагивают практически каждого получателя пенсии (а их в крае 700 тыс. человек). Это привело к увеличению количества посетителей в управлениях ПФР.
Налоговая инспекция
Попасть в фискальные органы сегодня можно по двум схемам: выстояв традиционную "живую" очередь (филиал Октябрьского района Ставрополя) или через терминал (Ленинский и Промышленный районы). В последнем в прошлом году были созданы два зала. В первом работает вооруженный компьютером администратор, который консультирует посетителей.
Во втором зале, в восьми окнах, осуществляется прием отчетности и иных документов, постановка и снятие с учета ККТ, а также прием имущественных налогов у физических лиц. Перед входом установлен терминал электронной очереди, который выдает талоны. Номер очереди высвечивается на мониторе вместе с номером свободного окна, и гражданин проходит на прием.
Избавило ли новшество от столпотворения? По признанию сотрудников пресс-службы Управления Федеральной налоговой службы по Ставрополью, проблема решена частично.
Увы, в периоды большого скопления людей электроника не спасает. Как полагают в пресс-службе, причина - в недостаточно совершенной системе терминалов.
МУ "Архитектурно-строительного заказа г. Ставрополя"
Созданный на базе этого учреждения Единый центр обслуживания граждан и юридических лиц в области градостроительства и землепользования - яркий пример работы по принципу "одно окно". Теперь, чтобы получить муниципальную услугу в этой области (разрешение на строительство, перепланировка, оформление земли под гаражом, домом и т.д.), не нужно бегать по десяткам кабинетов, достаточно просто обратиться в центр.
Введена система обслуживания по предварительной записи - пакет документов принимается, согласно утвержденному регламенту. Всё. Больше идти никуда не нужно, а когда документы будут готовы, вас об этом известят уполномоченные специалисты. Список социально ориентированных функций проекта постоянно пополняется: обслуживание ветеранов войны, инвалидов, передвижение которых затруднено или невозможно, осуществляется на выездной основе.
- Подобная практика призвана снизить уровень напряженности, облегчить коммуникацию граждан с операторами центра при оформлении документов в области градостроительства и землепользования, - говорит Ольга Душакова, и.о. директора МУ "Архитектурно-строительного заказа города Ставрополя". - Кроме того, вскоре планируется запустить систему электронной очереди - простая в использовании, учитывающая логику работы в нашей сфере деятельности.
Практическая реализация принципа "одно окно" коренным образом изменила систему взаимодействия специалистов центра с заявителями в пользу последних.
Смотрите также:
- Мэрия – без «окон». Как работают офисы МФЦ на Ставрополье? →
- ...Можно ли вызвать на дом узкого специалиста? →
- Компот оставьте дома →