Зира Тышкевич: "Здравствуй, сынок! Никого не бойся!"

   
   

Эта героическая женщина, в жизни которой мало светлых, радужных пятен, приходит туда, где случилось горе.

Те, кто обращается к ней, знают: она всегда готова помочь, казалось бы, в безнадежных ситуациях.

Зира Тышкевич - президент Астраханской региональной общественной организации правовой и социально-психологической помощи "Доверие", заместитель председателя Общественного Совета УВД по Астраханской области. За сложными регалиями - сотни человеческих судеб. Недавно правозащитница побывала в нашем регионе. С ней встретилась корреспондент "АиФ-СК".

Впервые Зира приехала во Владикавказ в 80-е годы. Она представляла интересы семьи убитого в столице Северной Осетии прикомандированного из Астрахани следователя, участвовала в судебном процессе. В августе 2008 г. ей вновь довелось побывать во Владикавказе, во время военных событий в Южной Осетии.

- Я приехала помогать нашим военнослужащим в Южной Осетии, - говорит Зира. - Была в каждом подразделении, в каждом взводе, общалась с солдатами, многие из которых получили сильнейший шок. Ведь они столкнулись лицом к лицу с жестокими убийцами, которые сметали всех на своем пути, будь то пятилетний ребенок, старик или беременная женщина. Я с уважением отношусь к простому грузинскому народу, но что может оправдать их чиновников, развязавших эту войну!

700 детей "мамы Зиры"

В 90-х годах, занимая должность старшего инспектора по делам несовершеннолетних, Тышкевич разработала авторскую программу по работе с юными правонарушителями. И выбила у начальства помещение под центр досуга в подвале жилого дома, но ремонт в нем делать никто не спешил. Зира решилась на голодовку. И только тогда дело сдвинулось с мертвой точки.

Зире Тышкевич принадлежит идея использовать палаточные военно-спортивные лагеря для воспитания трудных детей и подростков. Занятия в нем проводят кадровые офицеры. В лагере существует строгая дисциплина: за одно правонарушение ребенок может быть исключен из него, решение выносится на подростковом совете.

- А ведь лагерь для них, как дом родной. Сколько раз случалось, что исключенные не хотели уезжать и были готовы спать даже на траве, - говорит Зира Михайловна.

За 20 лет работы Зиры в милиции в ее двухкомнатной квартире побывало более 700 беспризорников. Многие из детей, попадавших в трудные ситуации, оставались жить у "мамы Зиры", как они ее называют, на долгие месяцы.

Причина смерти - яблоко?!

Одно из направлений работы организации "Доверие" - защита интересов военнослужащих и допризывной молодежи.

Зира Тышкевич получает десятки писем от родственников солдат и офицеров - травмированных, погибших, пропавших без вести во время службы в армии. Авторы обращений в основном малоимущие семьи, которые самостоятельно не могут взяться за расследование случаев издевательств над своими детьми. Отстаивать их интересы берется центр "Доверие". Благодаря неимоверным усилиям правозащитников заводятся уголовные дела и выносятся обвинительные приговоры.

Один из них - по факту смерти астраханца Евгения Ярцева, который служил на границе Чечни и Дагестана. В его деле было написано: "Умер, отравившись яблоком". К Зире обратился отец Евгения. Он рассказал, что на теле сына были множественные синяки и кровоподтеки.

- На похоронах я случайно услышала, как возле гроба солдата один военный прошептал: "Прости меня, Женя, что не смог тебе помочь". Эти слова заставили меня усомниться в истинности причины смерти срочника, - вспоминает Тышкевич.

Показания свидетелей расходились. Одни утверждали, что Женя погиб, подавившись яблоком, другие - что отравился "волчьей ягодой". Третьи говорили, что у солдата случился приступ эпилепсии. После кропотливого расследования удалось установить, что Женю убили из-за пачки сигарет. Один из сослуживцев признал свою вину на допросе. Было возбуждено уголовное дело по статье "Умышленное причинение тяжких телесных повреждений, повлекших смерть человека".

...Во время интервью Зире позвонил солдат из Ставрополя.

- Здравствуй, сынок! Ничего и никого не бойся. Я скоро приеду, - ответила в трубку Зира.

- Он всего лишь полдня прослужил в части, как его избили старослужащие, - пояснила женщина. - Чтобы скрыть преступление, его "сунули" в психбольницу в Ростове. Но закон о психиатрии предусматривает согласие самого больного, если он вообще болен, либо его родственников на лечение. В данном случае об этом никто и не вспомнил. Мне удалось из психиатрии перевести его в кардиологическое отделение. Но и сейчас на него оказывают давление.

...У Зиры Михайловны и своего горя немало. От нее ушел муж, который не смирился с ее образом жизни, дочь больна, внук - инвалид. Все богатство, которое она нажила, - двухкомнатная квартира. Но никогда Зира ни о чем не жалела. И сегодня, если ее помощь понадобится на другом конце страны, она помчится туда, не раздумывая. Будет голодать, не имея возможности купить даже булочку, как это было во Владивостоке, куда она отправилась на поиски пропавшего без вести солдата. Будет жить в общежитии без всяких удобств, как сейчас во Владикавказе...

- Истинное богатство, когда твое слово лечит, когда знаешь, что тебя ждут, - сказала Зира Тышкевич напоследок.

Смотрите также: